Петербург. Английская набережная. 1780г. Лепренс. Старинная редкая гравюра

Петербург. Английская набережная. 1780г. Лепренс. Старинная редкая гравюра
Петербург. Английская набережная. 1780г. Лепренс. Старинная редкая гравюра

140 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1780
Художник: Жан Батист Лепренс
Гравёр: Иван Христофорович Набгольц
Техника: гравюра на меди, бумага верже, акварель. Vue d’Optique
Город: Аугсбург
Издатель: Издательство Императорской Францисканской академии
Размер листа (см): 32,0 x 39,9
Оригинальное название: Collecion des Prospects. Prospect von St. Petersburg. - Vue de St. Petersbourg
Язык: немецкий, французский
Категории: , , .

Редкая антикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска медной пластины. Представляет несомненный коллекционный и исторический интерес.

Жан Батист Лепренс (Jean-Baptiste Le Prince, 1734-1781) — известный французский живописец и гравёр, ученик великого живописца Франсуа Буше (1703-1770).
С 1758 года в течение пяти лет Лепренс жил и работал в России,  принимал участие в росписи плафонов Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.  Лепренс путешествовал по Российской империи: был в Финляндии, Литве, Сибири и вернулся в Париж в декабре 1763 года с обширной коллекцией рисунков, которые он использовал  для своих картин и гравюр. В 1765 году Жан Батист Лепренс был избиран действительным членом Французской академия живописи и скульптуры. В собрании Государственного Эрмитажа находятся девять работ Лепренса.

Иоганн Христиан Набгольц (Иван Христофорович; 1752, Регенсбург – 1797, Санкт-Петербург) – живописец, миниатюрист, гравёр, работал в Регенсбурге, Лейпциге, с 1784 года – в Санкт-Петербурге. Выполнял заказы Императорского Двора и частных лиц. Лучшие из его книжных работ, без сомнения, принадлежат к высшим достижениям классицизма в России, а годы, когда он работал в Петербурге, были временем завершенности и высокой чистоты этого стиля. C 1796 года Набгольц состоял на службе “в ведомстве Медицинской коллегии для рисовального и гравированного дела”. В собрании Государственного Эрмитажа находятся четыре гравюры Набгольца, две из них – “оптические виды Майсена и Праги. Этот вид Санкт-Петербурга отсутствует.

Издательство Императорской Францисканской академии (Der Verlag der Kaiserlich Franziskischen Akademie). Это издательство было основано аугсбургским художником и гравером Иоганном Даниэлем Герцем фон Герцбергом (Johann Daniel Herz von Herzberg), который ранее в 1755 году основал научно-художественную академию. Однако Герц потерпел фиаско с этим проектом, тем более что Аугсбургский совет не способствовал его сомнительному, с их точки зрения, предприятию. Осталось художественное издательство, которое успешно выпустило множество гравюр на меди, в том числе не менее 540 листов оптических видов. Показательными для листов Издательства Францисканской академии являются немецкие и французские объяснения под изображением, а также название “Коллекция проспектов” (Collection des Prospectes) в левом верхнем углу. Хорошее качество гарантировали граверы, такие как Leizel, Nabholz, Remshart или Riedel. С 1790 года, после роспуска Академии, издательство называлось “Академическое художественное дело” (Akademische Kunsthandlung)

Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере зограскопе (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего оптические виды изображали знаменитые городские пейзажи и памятники, наводнения и пожары, сражения на суше и на море. Зрителю были представлены чудеса света, библейские сцены, образы из мифов и легенд и т.д. Эти «чудеса» выполнялись как гравюры на меди, а иногда и как литографии. Листы имеют стандартный размер от 27 до 28 см в высоту и от 40 до 42 см в ширину. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью издателем. Обычно женщины и дети наносили раскраску с помощью кисти или трафаретов, что приводило зачастую к примитивному цветовому эффекту. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Например, можно придать эффект восходящего солнца или лунного света. Оптические виды производились всего в пяти европейских городах: Париже, Лондоне, Бассано (в Северной Италии), в XIX векe в Берлине, но прежде всего в Аугсбурге, где одновременно работали пять издателей. Просмотр оптических видов был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Зограскопы были богато декорированы и зачастую использовались как развивающие игрушки в богатых семьях. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность оптических видов возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Оптические виды можнно встретить как в городских и местных музеях, так и в крупных художественных музеях и коллекциях. Однако, прежде всего, частные коллекционеры проявляют к ним особый интерес как по декоративным, так и по географическим и историческим причинам. Благодаря своим привлекательным мотивам оптические виды являются зеркалами своего времени, которые только недавно получили должную оценку.