…
Интерьер лаборатории химика на антикварной гравюре XVIII века
На старинной гравюре изображена мастерская алхимика. Мастер, сидящий впереди справа, проводит эксперименты с тремя помощниками. В мастерской есть два камина, где мужчины перегоняют эссенции. В комнате есть множество сосудов и инструментов для опытов. На заднем плане с потолка свисает чучело рыбы как магический символ.
Содержание подписи: „D. Teniers pinxit / Le Chimiste / J.Ph Le Bas Sculp. / Dedie a Monsieur Jacques Jean Comte de Wassenaeer Seigneur d’Obdam, Chevalier du Saint Empire Romain. / 43 Teniers / a Paris chez J. Ph „Le Basgraveur du Cabinet du Roy rue de la Harpe“. Вписаны имена производителей, адрес публикации: «à Paris chez J. Ph. Le Bas (…) ruë de la Harpe», титул, посвящение графу Вассенару; Надпись в левом нижнем углу: «443 Teniers».
Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Известный экземпляр гравюры находится в собрании Британского Музея (Museumsnummer F,3.156), собрании Die University of St Andrews в Шотландии (AUSWEIS HC865) и в собрании Государственного Эрмитажа с альтернативным русским названием “Интерьер лаборатории химика” под инвентарным номером ОГ-393298.
Библиография: John Burleigh James. Catalogue of the fine collection of engravings, formed by … J. Burleigh James … which will be sold by auction. 1877г. Стр. 29, N351.
Гравюра создана по живописному полотну Давида Тенирса Младшего. Прототип гравюры находится в собраннии Королевского музея изящных искусств в Антверпене (Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen) под номером 997.
Давид Тенирс Младший (David Teniers, 1610-1690) — один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком.
Жак-Филипп Ле Ба или Леба (Jacques-Philippe Le Bas или Lebas, 1707–1783) – знаменитый французский гравер в стиле рококо. Ле Ба был учеником парижского гравера и иллюстратора Антуана Эриссе (Antoine Hérisset, 1685-1769), который был известен в то время своими архитектурными видами (Версальский дворец) и планами местности (Forêt de Fontainebleau). Ле Ба создавал гравюры, основанные на шедеврах мировой живописи, они были очень популярными и желанными предметами коллекционирования. Известно более 500 гравюр Ле Ба. Гравюрой «Проповедь Иоанна Крестителя» по картине Пьера Франческо Мола (1612–1666) он заявил о себе в образованном обществе французского рококо. Голландские художники эпохи барокко Николас (Клас) Питерс Берхем Старший, Филип Вауверман (1619–1668), Адриан ван Остаде (1610–1685) и подражатель Ваувермана, Карел ван Фаленс (1683–1733), изначально были предпочтительными мастерами, по которыхм Ле Ба совершенствовал свою технику гравирования. Но художником, по которому он предпочитал работать, был Давид Тенирс (1610–1690). Ле Ба знал, как перенести изобилие и тонкую работу кисти своей модели в технику гравюры, над которой он часто работал в технике сухой иглы. Ле Ба создал более 100 гравюр по Тенирсу; есть также более 30 гравюр по Клоду Жозефу Верне (1714–1789), художника, работавшего при дворе Людовика XV. Ле Ба был самым популярным и самым занятым французским гравером, но он также часто подписывал гравюры, сделанные учениками под его руководством. Спустя сто лет после Рембрандта ван Рейна (1606–1669) Ле Ба заново открыл технику сухой иглы и усовершенствовал ее. В 1771 году он стал членом Королевской академии (ныне Академия изящных искусств), а в 1782 году Людовик XVI присвоил ему звание королевского гравера. В собрании Государственного Эрмитажа находятся более 120 работ Жак-Филиппа Ле Ба.