Счастливая семья 1770г. Грёз. Старинная гравюра – антикварный подарок

Счастливая семья 1770г. Грёз. Старинная гравюра - антикварный подарок
Счастливая семья 1770г. Грёз. Старинная гравюра - антикварный подарок

160 000 руб.

Предложить свою цену
Год: 1770
Художник: (инвентор) Жан-Батист Грёз, авторство рисунка для гравюры - Эснаутс и Рапилли
Гравёр: аноним
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Эснаутс и Рапилли (Esnauts et Rapilly)
Размер листа (см): 43,0 x 48,6
Оригинальное название: L'Heureux ménage
Язык: французский
Категория: .

В XVIII веке вопросы воспитания волновали все просвещенные умы эпохи. В искусстве того времени большое распространение получили образы «счастливого материнства» и «счастливой плодовитости». Искусство Греза не стало исключением. Прототипом для представленной гравюры послужила картина «Горячо любимая мать» (Mère bien aimée), альтернативное название “Семья Жана-Жозефа де Лаборда ” (Famille de Jean-Joseph de Laborde)”, написанная Грёзом и представленная на Салоне 1765 года. Эта картина – образец семейной любви, на ней представлены три поколения: дети, мама и папа, бабушка – возвратившийся с охоты муж входит в комнату и обнаруживает свою уставшую, но счастливую жену в окружении шестерых детей.

Местонахождение прототипа – Мадрид, коллекция маркиза де Лаборда (непрверенный источник).

Слева и справа от картуша расположены восемь стихотворных строк на французском: L’Américain le plus sauvage, Après un combas plein d’horreurs, Attendri verseroit des pleurs, en considérant cette jmage,/ Mais dans nos pays policés, Les sentiments de la Nature, Des longtems du coeur éclipsés, N’Existent guere qu’en peinture.

Гравюру можно смело занести в категорию редких, скорее это пробный оттиск. Помимо отсутствия ссылок в известных библиографических источниках на это указывают недоработки, не свойственные отредактированным гравюрам. Буква “L” в названии “L’Heureux ménage” перевёрнута, а на геральдическом щите прекрасно выполненного картуша в “охотничьем” стиле (явно временно) схематично изображены два легкомысленных сердца, пронзённые стрелами. Несмотря на безусловную редкость, ещё один экземпляр гравюры находится в собрании городского музея истории Парижа – Музее Карнавале (Musée Carnavalet).

Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Картины вызывали фурор у публики. Перед ними плакали, собирались благоговейными толпами. Такая популярность привела к тому, что были созданы гравюры и другими авторами, например работы гравёра Жана Массара (Jean Massard, 1740-1822), изданная самим Грёзом в 1775 году (Британский музей; Museum number 1886,0216.1; под названием “LA MERE BIEN AIMEE. A Madame vela Borde”) или гравюра с другим картушем и двумя названиями “L’heureux ménage, La mère bien-aimée” (Musée de La Roche-sur-Yon; N°Inventaire 2012.0.57 ; 2008.1.infor)

Жан-Батист Грёз (фр. Jean-Baptiste Greuze, 1725-1805) – знаменитый французский художник второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения.
Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют его искренние, естественные и правдивые портреты. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), а также эскизы законченных композиций.
Жан-Батист Грёз был очень почитаем в России. Его талант высоко ценили графы А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой. Николай Никитич Демидов (1773-1828), который жил в Париже в одном доме с Грезом, купил непосредственно в его мастерской и заказал ему 25 картин. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика, или Плоды хорошего воспитания». В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили будущий император Павел I и его супруга и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Писатель И. С. Тургенев, не питавший к творчеству Греза особой симпатии, купил тем не менее, поддавшись моде, одну из его tetes d’expression. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. В российских музеях хранятся несколько полотен Грёза: «Обманутый слепец» (Москва, ГМИИ), «Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания» (нач. 1760-х), «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо (1801, Москва, ГМИИ) и т. д.