…
В XVIII веке вопросы воспитания волновали все просвещенные умы эпохи. В искусстве того времени большое распространение получили образы «счастливого материнства» и «счастливой плодовитости». Искусство Греза не стало исключением. Прототипом для представленной гравюры послужила картина «Горячо любимая мать» (Mère bien aimée), альтернативное название “Семья Жана-Жозефа де Лаборда ” (Famille de Jean-Joseph de Laborde)”, написанная Грёзом и представленная на Салоне 1765 года. Эта картина – образец семейной любви, на ней представлены три поколения: дети, мама и папа, бабушка – возвратившийся с охоты муж входит в комнату и обнаруживает свою уставшую, но счастливую жену в окружении шестерых детей.
Местонахождение прототипа – Мадрид, коллекция маркиза де Лаборда (непроверенный источник).
Слева и справа от картуша расположены восемь стихотворных строк на французском: L’Américain le plus sauvage, Après un combas plein d’horreurs, Attendri verseroit des pleurs, en considérant cette jmage,/ Mais dans nos pays policés, Les sentiments de la Nature, Des longtems du coeur éclipsés, N’Existent guere qu’en peinture.
Хорошая коллекционная сохранность, фоксинг отсутствует. Равномерное потемнение бумаги. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Гравюру можно смело занести в категорию редких, скорее это пробный оттиск. Помимо отсутствия ссылок в известных библиографических источниках на это указывают недоработки, не свойственные отредактированным гравюрам. Буква “L” в названии “L’Heureux ménage” перевёрнута, а на геральдическом щите прекрасно выполненного картуша в “охотничьем” стиле (явно временно) схематично изображены два легкомысленных сердца, пронзённые стрелами. Несмотря на безусловную редкость, ещё один экземпляр гравюры находится в собрании городского музея истории Парижа – Музее Карнавале (Musée Carnavalet).
Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Картины вызывали фурор у публики. Перед ними плакали, собирались благоговейными толпами. Такая популярность привела к тому, что были созданы гравюры и другими авторами, например работы гравёра Жана Массара (Jean Massard, 1740-1822), изданная самим Грёзом в 1775 году (Британский музей; Museum number 1886,0216.1; под названием “LA MERE BIEN AIMEE. A Madame vela Borde”) или гравюра с другим картушем и двумя названиями “L’heureux ménage, La mère bien-aimée” (Musée de La Roche-sur-Yon; N°Inventaire 2012.0.57 ; 2008.1.infor)
Жан-Батист Грёз (фр. Jean-Baptiste Greuze, 1725-1805) – знаменитый французский художник второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют его искренние, естественные и правдивые портреты. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), а также эскизы законченных композиций.
Жан-Батист Грёз был очень почитаем в России. Его талант высоко ценили графы А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой. Николай Никитич Демидов (1773-1828), который жил в Париже в одном доме с Грезом, купил непосредственно в его мастерской и заказал ему 25 картин. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика, или Плоды хорошего воспитания». В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили будущий император Павел I и его супруга и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Писатель И. С. Тургенев, не питавший к творчеству Греза особой симпатии, купил тем не менее, поддавшись моде, одну из его tetes d’expression. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. В российских музеях хранятся несколько полотен Грёза: «Обманутый слепец» (Москва, ГМИИ), «Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания» (нач. 1760-х), «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо (1801, Москва, ГМИИ) и т. д.