Эрмитажная коллекция. Проезжие на привале. 1750г. Вауверман. Эксклюзивный подарок

Эрмитажная коллекция. Проезжие на привале. 1750г. Вауверман. Эксклюзивный подарок

195 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1750
Художник: (инвентор) Филипс Вауверман
Гравёр: Пьер Филлель
Техника: гравюра на меди
Страна: Франция
Издатель: Жак Ле Бас
Размер изображения (см): 36,8 x 44,5
Размер листа (см): 46,2 x 58,6
Оригинальное название: LES VOITURIERS
Язык: французский
Категории: , .

Старинная гравюра с известной картины “Проезжие на привале”

Происхождение прототипа: собрание графа Г. Брюля в Дрездене. В Государственном Эрмитаже с 1769 года. Инвентарный номер – ГЭ-858.

Гравюра выполнена на бумаге ручной работы; отчетливый след печатной пластины; незначительные загрязнения; Verso в двух верхних углах небольшие следы монтажа. В целом очень хорошее коллекционное состояние.

На гравюре изображен прибрежный ландшафт. На переднем плане фигуры людей и лошадей перед гостиницей на прибрежной дороге. Слева на заднем плане море (озеро) с несколькими небольшими парусными кораблями. Внизу слева выгравировано имя художника Филиппа Ваувермана (Phil. Wouwerman), справа внизу подпись гравера Пьера Филлоэля (Pре. Filloeul). Под французским названием “LES VOITURIERS”и французским стихотворением (“Bonnes gens, qui marchez et la nuit et le jour…”) расположено имя владельца картины, саксонского канцлера графа Генриха фон Брюля и его герб (“Gravé d’après l’original de Wauvermens de 16 pouces de large Sur 12 et demi de haut, qui est dans la galerie de S. Exc. M. le Comte de Brühl, premier Ministre de Sa Majesté Le Roy de Pologne, Electeur de Saxe”). В левом нижнем углу парижский адрес издателья Жака Ле Баса (Jaques Le Bas).

Ещё один экземпляр гравюры хранится в Национальной библиотеке Испании (BIBLIOTECA NACIONAL DE ESPAÑA INVENT) под инвентарным номером INVENT/369 (bdh0000052991); в Национальной библиотеке Франции.

Библиография:
1. Inventaire du fonds français, graveurs du XVIIIe siècle / Bibliothèque nationale, Département des estampes. Tome IX, Ferrand (François)-Gaucher (C.E.) / par Edmond Pognon,… et Yves Bruand,… – Bibliothèque nationale (Paris), 1962, article FILLOEUL (Pierre), n. 129
2. Etienne Delignières, “Recherches sur les graveurs d’Abbeville”, in Réunion des sociétés savantes des départements, session X, 1886, p. 504-544″, p. 523
3. Le Blanc 35, IFF 129.

Филипс Вауэрман (Philips Wouwerman, 1619-1668) — нидерландский художник. Вауэрман прославился своими сценами охоты, портретами всадников. Особенно популярны картины Ваувермана, изображающие лошадей. Его пейзажи, в которые вплетено действие, принадлежат к лучшим образцам голландской живописи Золотого века. Сохранилось около 450 работ художника. И после его смерти они пользовались большим успехом, в особенности в XVIII в. среди немецких и французских коллекционеров. Сегодня работы широко представлены во всех музеях мира. В Государственном Эрмитаже хранится одно из самых чудесных собраний картин художника (49 работ); во Франции, кроме Лувра, работы Ваувермана находятся в музеях в Нанте, Страсбурге и особенно Монпелье. Говоря о Ваувермане, нельзя не упомянуть и о многочисленных гравюрах, благодаря которым творчество художника получило широкую известность, особенно в XVIII в. во Франции, где в частных собраниях хранятся многие работы мастера. Среди граверов были Муаро, исполнивший 89 гравюр, Ж.-П. Леба, Алиаме, Дюплес-си-Берто, Кошен, Муатт, а также Вейсброд, Дункес, Мейджор, Данкертс, Странге, Кралинге, Престел, Мартинази, которые создали более 160 гравюр.

Граф Генрих фон Брюль (Heinrich von Brühl, 1700-1763) — с 1738 г. первый министр короля польского и курфюрста саксонского Августа III, генерал коронной артиллерии. Дворец Брюля, расположенный на так называемой Брюлевской террасе в Дездене, был местом пиров и разных торжеств. Его библиотека, заключавшая 62 000 томов, вошла в состав Королевской библиотеки в Дрездене, а картинная галерея из 600 полотен была приобретена Екатериной II в 1768 году за 180 000 рублей при содействии посланника русского двора графа А. М. Белосельского-Белозерского для Императорского Эрмитажа. Из этого собрания, богатого первоклассными произведениями живописи, происходят «Портрет старика в красном» работы Рембрандта, «Персей и Андромеда» Рубенса, «Затруднительное предложение» Ватто и ряд других шедевров, ставших украшением императорской галереи в Санкт-Петербурге. Наряду с прославленными коллекциями Кроза и сэра Уолпола, собрание Брюля составило ядро императорской галереи. Гравюры и рисунки из собрания фон Брюля легли в основание эрмитажной коллекции графики, признанной одной из лучших в мире.

Пьер Филлоул (Pierre Filloeul, 1696-1754 (ок.)) – потомственный французский гравер, сын гравера Гилберта Филлоэля (1644-1697) из Абвилля. Пьер Филлоул получил образование в мастерской Жака-Филиппа Леба.

Жак-Филипп Ле Ба или Леба (Jacques-Philippe Le Bas или Lebas, 1707–1783) – знаменитый французский гравер в стиле рококо. Ле Ба был учеником парижского гравера и иллюстратора Антуана Эриссе (Antoine Hérisset, 1685-1769), который был известен в то время своими архитектурными видами (Версальский дворец) и планами местности (Forêt de Fontainebleau). Ле Ба создавал гравюры, основанные на шедеврах мировой живописи, они были очень популярными и желанными предметами коллекционирования. Известно более 500 гравюр Ле Ба. Гравюрой «Проповедь Иоанна Крестителя» по картине Пьера Франческо Мола (1612–1666) он заявил о себе в образованном обществе французского рококо. Голландские художники эпохи барокко Николас (Клас) Питерс Берхем Старший, Филипс Вауэрман (Philips Wouwerman, 1619-1668) , Адриан ван Остаде (1610–1685) и подражатель Ваувермана, Карел ван Фаленс (1683–1733), изначально были предпочтительными мастерами, по которыхм Ле Ба совершенствовал свою технику гравирования. Но художником, по которому он предпочитал работать, был Давид Тенирс (1610–1690). Ле Ба знал, как перенести изобилие и тонкую работу кисти своей модели в технику гравюры, над которой он часто работал в технике сухой иглы. Ле Ба создал более 100 гравюр по Тенирсу; есть также более 30 гравюр по Клоду Жозефу Верне (1714–1789), художника, работавшего при дворе Людовика XV. Ле Ба был самым популярным и самым занятым французским гравером, но он также часто подписывал гравюры, сделанные учениками под его руководством. Спустя сто лет после Рембрандта ван Рейна (1606–1669) Ле Ба заново открыл технику сухой иглы и усовершенствовал ее. В 1771 году он стал членом Королевской академии (ныне Академия изящных искусств), а в 1782 году Людовик XVI присвоил ему звание королевского гравера. В собрании Государственного Эрмитажа находятся более 120 работ Жак-Филиппа Ле Ба.