Портрет королевы Марии I. 1793г. Мор/Эстеве. Гравюра пунктиром

Портрет королевы Марии I. 1793г. Мор/Эстеве. Гравюра пунктиром
Портрет королевы Марии I. 1793г. Мор/Эстеве. Гравюра пунктиромПортрет королевы Марии I. 1793г. Мор/Эстеве. Гравюра пунктиромПортрет королевы Марии I. 1793г. Мор/Эстеве. Гравюра пунктиром

120 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1793
Художник: (инвентор) Антонис Мор, автор рисунка для гравюры Агустин Эстеве-и-Маркес
Гравёр: Joseph Vazquez
Техника: гравюра на меди, пунктир
Страна: Испания
Город: Мадрид
Издательство: Compañía para el grabado de los cuadros de los Reales Palacios
Размер листа (см): 45,2 x 35,0
Оригинальное название: Retrato desconocido...
Язык: испанский
Категория: .

Портрет королевы Англии Марии I, сидя в три четверти, повернутый налево, в руках держит розу и пару перчаток, одета в парчовое платье, бархатный жакет; жемчужные украшения.

Прототипом представленной гравюры является картина под испанским вариантом названия “María Tudor, reina de Inglaterra y esposa de Felipe II” (Мария Тюдор, королева Англии и жена Филиппа II), написанная Антонисом Мором в 1554 году. Общепринятое название в России – “Портрет Марии Кровавой”. Картина находится в собраннии Национального музея Прадо (Museo Nacional del Prado; инвентарный номер P02108). Любопытно что на время создания гравюры личность на портрете не была идентифицирована (см. подпись).

Подпись под изображением с указанием деталей печати и местонахождением картины-прототипа: «Antonio Mor lo pinto» далее “Agustin Esteve lo dibujo» и «Josef Vazq.z lo grabo. 1793» . Ниже: “Retrato desconocido, pintado por Antonio Moro naturel de Utrech en / Olanda, pintor de los Reyes Don Carlos I.o Emperador V.o de este nombre y Don / Felipe II.o Este Retrato y su companero estan en el Real Palacio de Mardrid, y tienen / tres pies de rey y quatro pulgadas de alto, y de ancho dos pies y quattro pulgadas” (Неизвестный портрет, написанный Антонио Мором из Утрехта в / Оланде, художником королей Дона Карлоса I.о, императора В.о этого имени и Дона / Фелипе II.о. Этот портрет и его спутник находятся в Королевском дворце Мадрида…).

Лёгкое равномерное пожелтение бумаги, идеальная коллекционная сохранность. Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Может представлять интерес для музейного собрания. Известный экземпляр: Британский Музей (British Museum; museum number: 1869,0410.2502) под названием “Mary I, Queen of England“; Государственный музей (Рейксмюзеум), Амстердам (Rijksmuseum; Objectnummer: RP-P-OB-49.738) под названием “Portret van Maria I, koningin van Engeland“.

Библиография: Hollstein / Dutch and Flemish etchings, engravings and woodcuts c.1450-1700 (30). Амстердам, 1949 г.

Эта гравюра является частью серии, изданной Compañía para el grabado de los cuadros de los Reales Palacios (Компания для гравирования картин из Королевских дворцов), хотя она была опубликована только после того, как это издательство прекратило свою деятельность. Издательство Compañía para el grabado de los cuadros de los Reales Palacios было одним из крупнейших предприятий испанского Просвещения во второй половине XVIII века. Оно занималось репродукций картин из Королевских коллекций, ранние проекты были выполнены Франсиско де Гойя, который воспроизвел некоторые картины Веласкеса в 1778 году, а также Хуаном Барселоном и Николасом Барсанти, которые воспроизвели «Подвиги Геракла» по фреске. которую Лука Джордано нарисовал между 1777 и 1785 годами. В 1789 году Карл IV разрешил основать издательство по гравированию картин из королевских дворцов, чтобы распространять знания о богатстве королевских коллекций. Это частное предприятие получило королевскую защиту, а его партнерами были дворяне из Мадрида, в том числе герцог Осуна и Хосе Николас де Азара, они связались с французскими и итальянскими граверами, которым было поручено это задание. Сначала художественным руководством занимались Мануэль Сальвадор Кармона и Франсиско Байеу, которые соответственно руководили и гравюрами и рисунками. Согласно плану подписки на серию, гравюры издавались сериями по шесть выпусков, начиная с февраля 1794 года. Цена для подписчиков составляла 288 реалов за выпуск, а с неподписчиков — 360 реалов. Были созданы дополнительные «100 гравюр без слов» (до подписи?), и они были проданы вдвое дороже, чем остальные. Всего было создано 74 гравюр по 95 рисункам, из них 24 на самом деле были выгравированы, но граверы так и не доставили их издательству.

Антонис Мор (Антонио Моро, Антонис ван Дасхорст Мор, нидерл. Mor van Dashorst, Anthonie; ок. 1519-1576) — нидерландский портретист XVI века, работавший при дворах Испании, Италии, Англии. Родился в Утрехте, учился у живописца Яна ван Скореля (Jan van Scorel). В 1547 году Мор был принят в члены гильдии св. Луки в Антверпене, вскоре после этого он привлек внимание кардинала Николаса Перрено де Гранвеллы, епископа Аррасского, фактического наместника Габсбургов в стране и известного мецената. Он стал его постоянным покровителем и представил императору Карлу. Художник легко вписался в атмосферу двора. Стал часто путешествовать по различным дипломатическим и художественным поручениям (в этом он окажется предшественником Рубенса). Его посылают в Лиссабон, где он пишет портрет португальской королевы Катарины и её детей. Позже он возвращается в Мадрид и пишет изображения германских родственников правящей династии. В преддверии подготовки свадьбы Филиппа II и Марии Тюдор он отправляется в Англию, увозя с собой портрет жениха в латах, написанный Тицианом. В Лондоне он создает свой шедевр — портрет королевы Марии I, за который, как предполагают, ему было присуждено рыцарское достоинство. В английский период Мор создает ещё несколько работ, стиль которых так совершенен, что относительно них часто возникает сомнение в атрибуции. После смерти Марии художник вместе со вдовым Филиппом возвращается обратно в Испанию, где живет несколько лет. Со временем он возвращается на родину — возможно, из-за трудностей, возникших у него с испанской инквизицией, возможно, из-за личной ссоры с испанским королём, с которым, что редкость, они были друзьями. В свой поздний период он создает изображения Вильгельма Оранского, Алессандро Фарнезе, других представителей знати. Испанские искусствоведы называют Мора отправной точкой великой школы портретистов испанского двора. Пути развития придворного портрета определила сдержанная манера этого художника, предложенные им иконографические схемы и приемы, призванные концентрировать интерес на модели, и не рассеивать внимание на антураж.

Агустин Эстеве-и-Маркес (Agustín Esteve y Marqués, 1753–1830) – испанский художник, в основном работал в королевском дворе в Мадриде. Агустин Эстеве был портретистом испанской короны, на которого повлиял Франсиско Гойя, в том числе многочисленные копии портретов великого мастера. Среди его шедевров — портрет графини Сан-Андрес-де-Парма. Кондеса де Лерена, мсье Хосефа Пискатори Диас де Лавандеро (ок. 1800 г.).

Королева Англии Мария I (1516-1558) — первая коронованная королева Англии и Ирландии с 1553 года, королева-консорт Испании с 1556 года, старшая дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской. Также известна как Мария Кровавая, Мария Католичка.