…
Происхождение прототипа – картина кисти Грёза, написанная в 1763 году, хранится в Государственном Эрмитаже под инвентарным номером ГЭ-1168. Картина поступила в 1766 году; собрание Екатерины II, была приобретена у автора. Во Франции картина известна под названием “Сыновнее благочестие” (La piété filiale), в Росии же как «Плоды хорошего воспитания» или “Паралитик”.
На гравюре представлена только центральная частъ картины.
До подписи! Отсутствует Dessiné d’après Greuze /F . Schoedinger fecit le 12 Pluviose An 7 (février 1799). Под изображением в центре название – LA PETITE FILIALE. Под названием барочный картуш с фантазийным гербом. Под картушем адрес и имя издателей – Le Père & Avaulez. По обе стороны от картуша текст: D’un amour tendre et filial,/Des sentimens de la nature,/vous voyez ici la peinture:/Mais où trouver l’original?/Si le mérite d’une image,/Est la vérité de l’objet;/Que le sage Artiste a bien fait,/De mettre la scène au village!
Прекрасное коллекционное состояние. Проведена реставрация. Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Редкость. Известный экземпляр (после подписи) – Муниципальный музей La Roche-sur-Yon. Référence 07760001234; Nom de la base: Collections des musées de France (Joconde); Британский музей (Registration number 1873,0712.312).
Библиография: John Smith. A catalogue raisonné of the works of… Poussin, Claude, Greuze. 1837г. Лондон
Картина La piété filiale была главным событием парижской выставки 1763 года. Жан-Батист Грёз изобразил многочисленное семейство, которое собралось вокруг разбитого параличом старика. Скромный тяжелобольной труженик окружен нежной заботой и всеобщей любовью. Вся семья трогательно ухаживает за ним, все сосредоточено на нем: зять подносит еду, сын укутывает одеялом больную ногу, дочь прервала чтение и с нежностью смотрит на отца, жена, оторвавшись от работы, с любовной тревогой следит за больным. В неярко освещенной комнате ложатся мягкие тени – особо легки и прозрачны тени на лицах женщин — от кисейного чепчика, от падающей пряди волос. Они придают им и хрупкость и нежность. Недаром полотно имеет два названия – «Плоды хорошего воспитания» или “Паралитик”. Грёз стремился создавать произведения, побуждающие к добродетели. Живописец прекрасно группирует фигуры, однако сцена выглядит несколько сентиментально и театрально. Успех картины у зрителей был огромен. Благосклонность критики философа Денни Дидро, советника русской императрицы, способствовала приобретению в 1766 году полотна Екатериной II у самого автора. Дидро определил этот жанр как “мораль в красках”, и именно он был первым, кто назвал эту работу “Плоды хорошего воспитания” в соответствии с новыми эстетическими принципами, согласно которым искусство должно играть образовательную и просветительскую роль. Художник построил свою картину наподобие античного барельефа, четко разделяя ее на планы, чтобы подчеркнуть значимость сюжета и содержащейся в нем морали. В то же время он проявил редкий дар в реалистической трактовке выразительных поз и жестов, для чего им было создано множество подготовительных рисунков и этюдов.
Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Картины вызывали фурор у публики. Перед ними плакали, собирались благоговейными толпами. Были созданы гравюры и другими авторами: “1777 Technique mezzotint Published in: London (England) Print made by: Samuel De Wilde After: Jean Baptiste Greuze Published by: Sayer & Bennett Британский Музей (Museum number 2010,7081.2672)”.
Жан-Батист Грёз (фр. Jean-Baptiste Greuze, 1725-1805) – знаменитый французский художник второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют его искренние, естественные и правдивые портреты. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), а также эскизы законченных композиций.
Жан-Батист Грёз был очень почитаем в России. Его талант высоко ценили графы А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой. Николай Никитич Демидов (1773-1828), который жил в Париже в одном доме с Грезом, купил непосредственно в его мастерской и заказал ему 25 картин. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика, или Плоды хорошего воспитания». В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили будущий император Павел I и его супруга и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Писатель И. С. Тургенев, не питавший к творчеству Греза особой симпатии, купил тем не менее, поддавшись моде, одну из его tetes d’expression. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. В российских музеях хранятся несколько полотен Грёза: «Обманутый слепец» (Москва, ГМИИ), «Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания» (нач. 1760-х), «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо (1801, Москва, ГМИИ) и т. д.