Балованное дитя. 1772г. Грёз/Леба/Малёвр. Эрмитаж. Старинная гравюра.

Балованное дитя. 1772г. Грёз/Леба/Малёвр. Эрмитаж. Старинная гравюра.
Балованное дитя. 1772г. Грёз/Леба/Малёвр. Эрмитаж. Старинная гравюра.

140 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1772
Художник: (инвентор) Жан-Батист Грёз
Гравёр: Пьер Малёвр, Жак-Филипп Ле Ба
Техника: гравюра на меди (офорт, резец)
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Dallenne
Размер листа (см): 53,5 x 41,5
Оригинальное название: L'Enfant gâté
Язык: французский
Категория: .

Балованное дитя или Плоды дурного воспитания

Происхождение прототипа – картина “L’Enfant gâté” кисти Грёза, выставленная впервые в парижском Салоне 1765 года, хранится в Государственном Эрмитаже под инвентарным номером ГЭ-5725 (передана из собрания Паскевича). Картина известна в Росии под названием «Балованное дитя».

Мальчик на картине капризничает, не хочет есть и потихоньку от мамы кормит собаку из своей тарелки. Он в тайне от мамы опускает свою ложку в кашу, и опускает ее под стол. Пища, не попадая в пасть к собаке, большей частью валится на пол возле его ног. Мальчик понимает, что мать видит его шалости, но пользуясь ее усталостью, продолжает кормить собаку, внимательно наблюдая за её реакцией. Картина была выставлена в парижском Салоне 1765 года и вызвала живой отклик публики и прессы. Критики отнеслись к ней довольно благосклонно, но успех был значительно меньшим, чем у других работ Грёза, возможно, не столько из-за недостатков в живописи, сколько из-за содержания. Суровее всех к картине отнесся главный критик Салонов Дени Дидро: «..прежде всего, не вполне ясен замысел полотна. Кто же, собственно, избалован, песик или ребенок?». Мотив ребенка, играющего с собачкой, встречается в целом ряде живописных работах Греза, начиная с «Отца семейства, читающего Библию своим детям» 1755 года. Исследователям удалось даже определить, что эта собака,- карликовый спаниель и что он появляется в работах художника в начале 1760-х годов. В работе над картиной мастер отводил значительное место натурным этюдам. Существует целый ряд подготовительных рисунков к этому полотну и даже несколько набросков всей композиции, свидетельствующих о тщательных ее поисках.

Гравюра выполнена зеркально относительно прототипа. Подпись под названием: “Grave par Maleuvre, sous la direction de J. P. Lebas, D’apres le Tableau de J. B. Creuze. Du Cabinet Praslin” (Гравюра Малёврa под руководством Ж. П. Ле Ба по картине Ж. Б. Грёзa. Из собрания Праслина).

Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Редкость. Известный экземпляр: Государственный Эрмитаж (Инвентарный номер: ОГ-99211); Художественная Галерея Западной Австралии (Art Gallery of Western Australia, Accession number 1990/0394).

Библиография: Carl Ludwig Junker “Erste Grundlage zu einer ausgesuchten Sammlung neuer Kupferstiche…” (Первая основа для избранной коллекции новых медных гравюр…). 1776 г., Стр. 58.

Жан-Батист Грёз (фр. Jean-Baptiste Greuze, 1725-1805) – знаменитый французский художник второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют его искренние, естественные и правдивые портреты. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), а также эскизы законченных композиций.
Жан-Батист Грёз был очень почитаем в России. Его талант высоко ценили графы А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой. Николай Никитич Демидов (1773-1828), который жил в Париже в одном доме с Грезом, купил непосредственно в его мастерской и заказал ему 25 картин. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика, или Плоды хорошего воспитания». В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили будущий император Павел I и его супруга и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Писатель И. С. Тургенев, не питавший к творчеству Греза особой симпатии, купил тем не менее, поддавшись моде, одну из его tetes d’expression. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. В российских музеях хранятся несколько полотен Грёза: «Обманутый слепец» (Москва, ГМИИ), «Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания» (нач. 1760-х), «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо (1801, Москва, ГМИИ) и т. д.

Пьер Малёвр (Pierre Maleuvre, 1740-1803) – французский художник, гравёр. Родившийся в Париже, Малёвр был учеником парижского гравера Боварле (Beauvarlet), затем обучался в Лондоне у Роберта Стрэнджа (Robert Strange), после 1765 года (дата возвращения Стрэнджа из Италии). Затем Малёвр возвращается, чтобы поселиться во французской столице, где гравирует портреты и жанровые сюжеты. Он участвовал в двух сериях: «Собрание Пуллена» (Cabinet Poullain) и «Галерея Пале-Рояль» (Galerie du Palais-Royal). Он также гравер по пастели – по Клоду Пужену де Сент-Обену (Claude Pougin de Saint-Aubin) и Виже Лебрену (Vigée Le Brun)

Жак-Филипп Ле Ба или Леба (Jacques-Philippe Le Bas или Lebas, 1707–1783) – знаменитый французский гравер в стиле рококо. Ле Ба был учеником парижского гравера и иллюстратора Антуана Эриссе (Antoine Hérisset, 1685-1769), который был известен в то время своими архитектурными видами (Версальский дворец) и планами местности (Forêt de Fontainebleau). Ле Ба создавал гравюры, основанные на шедеврах мировой живописи, они были очень популярными и желанными предметами коллекционирования. Известно более 500 гравюр Ле Ба. Гравюрой «Проповедь Иоанна Крестителя» по картине Пьера Франческо Мола (1612–1666) он заявил о себе в образованном обществе французского рококо. Голландские художники эпохи барокко Николас (Клас) Питерс Берхем Старший, Филип Вауверман (1619–1668), Адриан ван Остаде (1610–1685) и подражатель Ваувермана, Карел ван Фаленс (1683–1733), изначально были предпочтительными мастерами, по которыхм Ле Ба совершенствовал свою технику гравирования. Но художником, по которому он предпочитал работать, был Давид Тенирс (1610–1690). Ле Ба знал, как перенести изобилие и тонкую работу кисти своей модели в технику гравюры, над которой он часто работал в технике сухой иглы. Ле Ба создал более 100 гравюр по Тенирсу; есть также более 30 гравюр по Клоду Жозефу Верне (1714–1789), художника, работавшего при дворе Людовика XV. Ле Ба был самым популярным и самым занятым французским гравером, но он также часто подписывал гравюры, сделанные учениками под его руководством. Спустя сто лет после Рембрандта ван Рейна (1606–1669) Ле Ба заново открыл технику сухой иглы и усовершенствовал ее. В 1771 году он стал членом Королевской академии (ныне Академия изящных искусств), а в 1782 году Людовик XVI присвоил ему звание королевского гравера. В собрании Государственного Эрмитажа находятся более 120 работ Жак-Филиппа Ле Ба.