Избиение младенцев. Гвидо Рени / Бартолоцци. 1809г. Старинная гравюра. Музейный экземпляр

Избиение младенцев. Гвидо Рени / Бартолоцци. 1809г. Старинная гравюра. Музейный экземпляр
Избиение младенцев. Гвидо Рени / Бартолоцци. 1809г. Старинная гравюра. Музейный экземпляр

150 000 руб.

Предложить свою цену
Год: 1809
Художник: (инвентор) Гвидо Рени, автор рисунка Грейнджер
Гравёр: Франческо Бартолоцци, 1727-1815
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), веленевая бумага
Страна: Португалия
Город: Лиссабон
Издатель: Ramboz
Размер изображения (см): 52,7 x 41,4
Размер листа (см): 59,0 x 43,0
Оригинальное название: Le Massacre des Innocens
Язык: французский
Категории: , .

Прототипом представленной гравюры является полотно кисти Гвидо Рени, написанное им в 1611 году. Находится в собрании Пинакотеки, Болонья.

Подписи: Le massacre des innocens. Peint par le Guide. Dessiné par Granger. Gravé a Lisbonne par François Bartolozzi à l’age de 82 ans. Избиение младенцев. Насписано Гвидо. Нарисовано Грейнджером. Гравировано в Лиссабоне Франсуа Бартолоцци в возрасте 82 лет.

Известный экземпляр: Библиотека Уэлкома (Wellcome Library, регистрационный номер 38175i); Художественный музей Филадельфии (Philadelphia Museum of Art, номер 1985-52-38599); Petit Palais, musée des Beaux-arts de la Ville de Paris (Инвентарный номер GDUT239).

Избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея. Согласно мнению ряда учёных, распространённый мотив, встречающийся во многих культурах, в мифах о «чудесном ребёнке» и его спасении. Вифлеемское избиение младенцев – событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа в Вифлееме. Это – один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейском. Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Следуя апокрифическому рассказу, в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Могут присутствовать также изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

Гвидо Рени (Guido Reni, 1575-1642; также известен как Ле Гвиде (le Guide) – итальянский живописец, мастер барокко. Рени был выпускником Болонской академии художеств. Непосредственно учился у Аннибале Карраччи, был как и он поклонником античности и Рафаэля. Работы раннего периода (до 1600 года) демонстрируют большую зависимость от стиля учителя. После переезда в Рим Рени помогает А. Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, изучает живопись Караваджо в церквях  города. После смерти учителя (1609) Рени становится фактически главой классицистической живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.

Франческо Бартолоцци (Francesco Bartolozzi, 1727-1815) — знаменитый итальянский рисовальщик, акварелист, гравёр в редкой технике цветного пунктира и издатель. Бартолоцци начал своё художественное образование у флорентийских художников Джованни Ферретти и Иньяцио Хьюфорд, которые учили его искусству живописи. Проучившись живописи три года, Бартолоцци переехал в Венецию, где начал изучать гравюру под руководством Йозефа Вагнера. Он очень быстро освоил новый для себя вид искусства и создал несколько работ, получивших известность. Ненадолго Бартолоцци переехал в Рим, где создал цикл гравюр с сюжетами из жизни святого Нила, а вскоре после возвращения в Венецию, в 1764 году, перебрался в Лондон. Почти сорок лет Бартолоцци жил и работал в Великобритании, приобщился к английским традициям, много работал в технике цветного пунктира, в основном по старинным рисункам. В это время он создал множество гравюр, значительное число которых было сделано с картин Чиприани и Ангелики Кауффманн. Часть гравюр Бартолоцци вошла в Шекспировскую галерею Бойделла. Его гравюры были близки к совершенству, точно передавая мельчайшие детали оригинальных картин. Бартолоцци был удостоен титула королевского гравировщика по меди и в 1769 году звания академика Королевской академии художеств. В 1802 году он был приглашен в Лиссабон в качестве директора академии живописи и гравировки по меди, где и оставался до своей смерти.