…
Прототипом, хотя и весьма отдалённым, представленной гравюры является картина “Дафна и Аполлон” (холст, масло; размер 157,0×127,5) кисти Ванлоо, в настоящее время находится в Будапеште в собрании Музея изобразительных искусств.
Состояние: Плотная бумага. Яркий оттиск. Хорошая коллекционная сохранность. Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Известный экземпляр гравюры находится в собрании Гарвардского художественного музея (Harvard Art Museums) под инвентарным номером R7065.
Библиография: IFF, vol. III, no. 7, p. 303; Le Blanc 13; The Library and Art Collection of Henry de Pène Du Bois (Henri Pène du Bois); 1887г., стр. 423; “On Love and Death.Drawings and Engravings in the Biblioteca Nacional” Von Elena María Santiago Páez, Pilar Gómez Bedate, Ignacio Gómez de Liaño, Fundació Caixa de Catalunya · 2001г., стр. 27.
Аполлон и Дафна. Самыи красивый, самый остроумный и самый образованный из всех олимпийцев, бог стрелков, поэтов и музыкантов, Аполлон был самым неудачливым в любви – всё кончалось трагически для возлюбленных, будь то Дафна, Кассандра, Гиацинт или Кипарис. Это случалось из-за того, что, победив Пифона, бог неосторожно пошутил над Купидоном. Осмеяв его лук, Аполлон тут же был наказан. Купидон выпустил две стрелы: одной — стрелой любви — ранил Аполлона, второй — стрелой отвращения — ранил нимфу Дафну, дочь речного бога Пенея. Дафна избегала мужчин и жила подобно спутнице Артемиде, которой дала слово сохранить целомудрие и оставаться безбрачной. Аполлон, охваченный страстью, повсюду преследовал прекрасную нимфу. Но этим только вызывал у неё ужас. Чем сильнее горела страсть в Аполлоне, тем нежеланней он становился для нимфы. Дафна взмолилась к родителям с мольбой изменить её облик чтобы избежать любви Аполлона. Спасаясь бегством от настойчивого поклонника, Дафна была превращена в лавровое дерево её отцом Пенеем, только бы не принадлежать Аполлону. Ноги ее ушли в землю, складки влажной от пота одежды превратились в кору, руки вытянулись в ветви. Оплакивая свою первую неудачную любовь, Аполлон сделал Лавр — Дафну — своим священным деревом и первый увенчал себя лавровым венком.
Шарль Андре ван Лоо или Карл Ванлоо (Charles-André van Loo, Carle Vanloo; 1705-1765) — французский живописец академического направления, придворный художник эпохи рококо, любимец маркизы де Помпадур, «первый живописец» при дворе короля Людовика XV. Шарль ван Лоо родился в Ницце, воспитывался в семье своего старшего брата Жана-Батиста, последовал за своим братом в Турин, а затем, в 1712 году, в Рим. Во время второго путешествия в Рим, в 1716—1718 годах, занимался живописью под руководством живописца Бенедетто Лути и скульптора Пьера Ле Гро. Был также учеником Пьера Гобера, придворного живописца короля Людовика XIV. Шарль Андре ван Лоо работал в разных жанрах живописи, его картины с охотничьими сценками украсили залы Версальского дворца и забавные сценки кабинет дофина в Версале. в 1736 году написал экзотические сцены охоты для малых апартаментов в Версальском дворце: «Охота на медведя» (La Chasse à l’Ours) и «Охота на страусов» (La Chasse à l’Autruche). В 1744 году расписал двери большого кабинета Дофина в Версале. В 1740—1750-х годах художник создал несколько серий картин, посвящённых древней истории, мифологии и религиозным сюжетам.
При французском дворе он пользовался поддержкой королевской фаворитки мадам де Помпадур и постоянно получал от неё заказы – написал двенадцать картин, включая «Аллегории искусств», одна из которых изображает маркизу в образе султанши, пьющую кофе (Санкт-Петербург, Эрмитаж; вариант — в парижском Лувре). Незадолго до смерти маркизы, в 1764 году, художник написал аллегорию под названием «Искусство, умоляющее Судьбу пощадить жизнь мадам де Помпадур». Шедевром художника считается картина «Жертвоприношение Ифигении», написанное в 1757 году для Фридриха II Прусского, которое современники называли одним из величайших триумфов французской живописи.
В 1737 году ван Лоо принимал участие в росписях интерьеров Отеля Субиз в Париже. Около 1747 года выполнил аллегорическую композицию, изображающую Азию, для салона Отеля Самюэля-Жака Бернара на улице Бак. Работал для собора Нотр-Дам и церкви Сен-Сюльпис. Выполнял картоны для мануфактуры Гобеленов.
Учениками Ванлоо были Ф.-Х. Друэ, Г.-Ф. Дуайен, Л. Лагрене, Н.-Б. Леписье. Картины Шарля ван Лоо хорошо знали в России, его работе принадлежит один из лучших портретов императрицы Елизаветы Петровны (1760). Только в картинной галерее петербургского Эрмитажа находится шестнадцать картин Шарля Андре Ванлоо (в России его имя, как правило, пишут слитно: Карл Ванлоо).
Жак Буильяр или Буйяр (Jacques Bouillard, 1744-1806) – французский французский художник и гравер. Ученик Лагрене-старшего (Lagrenée aîné), у которого он учился портретной живописи, затем перешел в мастерскую Кочина (Cochin), известным гравером и 1788 года был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры. Буильяр вместе с гравером Жаком Куше опубликовал «Галерею Пале-Рояль» в трех томах – это драгоценное свидетельство времени является отражением коллекции Орлеанского дома в 356 гравюрах. В начале Французской революции Буильяр уехал в Лондон. По возвращении работал гравёром картин для музея Наполеона. Он также гравировал для томов «Антиквариат» Методической энциклопедии. В собрании Государственного Эрмитажа имеется пять гравюр работы Буильяра.