Эрмитажная коллекция. Кухня. 1777г. Тенирс. Музейный экземпляр. Старинная гравюра

Эрмитажная коллекция. Кухня. 1777г. Тенирс. Музейный экземпляр. Старинная гравюра
Эрмитажная коллекция. Кухня. 1777г. Тенирс. Музейный экземпляр. Старинная гравюра

200 000 руб.

Предложить свою цену
Год: 1777
Художник: (инвентор) Давид Тенирс Младший, автор рисунка — Джордж Фарингтон
Гравёр: Жан Батист Мишель (Jean Baptiste Michel, 1748-1804)
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), бумага верже
Страна: Великобритания
Город: Лондон
Издатель: Джон Бойделл
Размер изображения (см): 48,2 x 61,0
Размер листа (см): 49,3 x 61,9
Оригинальное название: Teniers's Kitchen
Язык: английский
Категории: , , , .

Кухня Тенирса

Происхождение прототипа: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. В Государственном Эрмитаже с 1779 года. Регистрационный номер – ГЭ-586. В 1779 году императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Бойделла.

Изображение выполнено зеркально относительно прототипа. Слева под изображением имя художника-инвентора Давида Тенирса Младшего и рисовальщика гравюры Джорджа Фарингтона. Печатная подпись гравера Жана Батиста Мишеля справа внизу. Посередине внизу английское название – Teniers’s Kitchen, герб семьи Уолполов и размеры картины-прототипа. Под гербом адрес лондонского издателя Джона Бойделла и дата публикации – 1 июля 1777 года.

Состояние: Плотная бумага верже. Характерный след печатной платы по всему периметру. Фоксинг отсутствует. Яркий оттиск. В целом хорошее коллекционное состояние.

В сугубо жанровой, на первый взгляд, картине художник изобразил аллегорию “Четырех стихий”. Фигура сокольничего с соколом олицетворяет Воздух. Для того, чтобы раскрыть подтекст этой очень жанровой по характеру фигуры, Тенирс помещает ее под окном, из которого струятся воздух и свет. Огонь символизируют жаровня на столе, очаг печи и изображенные рядом повар с помощниками. Воду символизируют рыбаки (в центре и справа) с рыбой и другими морскими животными. В тенирсовской интерпретации четырех стихий фигура сокольничего выполняет как бы двоякую роль. Помимо Воздуха, она олицетворяет стихию Земли, поскольку сокольничий в то же время является охотником: он изображен в окружении собак и битой дичи, а у его ног – всевозможные плоды земли (капуста, яблоки и др.). Из атрибуции Государственного Эрмитажа.

Известные экземпляры: Музей герцога Антона Ульриха в Брауншвейге (Herzog Anton Ulrich-Museum Braunschweig, Druckgraphik JBMichel AB 2.9.); Художественный музей Филадельфии (Philadelphia Museum of Art, номер 1985-52-27583); Художественный музей “Галерея Альбертина” (Albertina, Wien, Österreich, инвентарный номер H/II/52/52).

Библиография: 1. Le Blanc 1854-1890. , S. III.26.34. 2. Nagler Künstlerlexikon 1835-1852. , S. IX.244.8.

Давид Тенирс Младший (David Teniers, 1610-1690) — один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком.

Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон создал много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.

Джон Бойделл (1719-1804) был, несомненно, одним из самых замечательных людей британского мира искусства XVII векеa. Рожденный в бедной семье, он начал свою карьеру как гравер книжных иллюстраций. В то время Англия была не самым примечательным местом с точки зрения изобразительного искусства (особенно гравюр), и Бойделл попытался воспользоваться ситуацией, начав новую для себя деятельность в качестве издателя. Скромные эксперименты в 1760-х годах привели к быстрому успеху, а в середине 1770-х годов была опубликована его Liber Veritas с гравюрами Ричарда Эрлом с рисунков Клода из Королевской Коллекции. Это дорогостоящее мероприятие принесло Англию славу и стало огромным финансовым успехом для Бойделла. Некоторые из лучших гравюр в истории британского искусства относятся к серии Бойделла, созданных по произведениям из коллекции графа Орфорда. Начиная с 1781 года Бойделл поручил лучшим мастерам Англии выгравировать картины мастеров эпохи Возрождения из его уникальной коллекции в Хоутон-Холле. В общей сложности к 1788 году были созданы сто двадцать восемь гравюр. Эта оригинальная гравюра является одной из них.