Русские развлечения. 1768г. Лепренс (Цейссиг)/Хенрикез. Старинная музейная гравюра

Русские развлечения. 1768г. Лепренс (Цейссиг)/Хенрикез. Старинная музейная гравюра
Русские развлечения. 1768г. Лепренс (Цейссиг)/Хенрикез. Старинная музейная гравюраРусские развлечения. 1768г. Лепренс (Цейссиг)/Хенрикез. Старинная музейная гравюра

220 000 руб.

Предложить свою цену
Год: 1768
Художник: (инвентор) Жан Батист Лепренс (Иоганн Элеазар Цейссиг)
Гравёр: Бенуа Луи Хенрикез
Техника: гравюра на меди (офорт, пунктир, резец), бумага верже
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Buldet
Размер изображения (см): 50,2 х 35,8
Размер листа (см): 51,0 х 36,9
Оригинальное название: Amusements russes
Язык: французский
Категории: , .

Русские забавы или Доверие к судьбе (Amusements Russes ou la Crédulité au Sort)

На гравюре представлена романтизированная жанровая сцена из жизни российских крестьян с какой-то интригой. На фоне дома, ели и полога (любимый элемент Жана Батиста Лепренса) группа крестьян в типичных русских (по мнению художника) нарядах. В центре – сидящая девушка опирается на молодого человека, который показывает ей письмо и заинтересованно следит за реакцией под нежным взглядом сестры (?), стоящей позади. Отец пьет из стакана, а маленький мальчик спит, опираясь на бочку. Мать с недобрым выражением на лице выжимает сок (снотворное?) из пучка травы в стакан юноши.

Внизу слева: «Peint par Schenau». Справа: «Gravé par B, L. Henriquez. 1768“. В центре: “AMUSEMENS RUSSES / Dediés à Monsieur de Montblin, / Conseiller au Parlament, / Par son très humble et très Obeißant / Serviteur Buldet” (Русские развлечения. Посвящается господину де Монблену / Советнику парламента /… Бульде). Внизу слева: “A Paris chèz Buldet rue de Gesvres“. Внизу в центре расположен декоративный картуш с двуглавым орлом (стилизованный герб Российской империи) на фоне геральдического щита, увенчанного короной. Две русские борзые на траве дополняют композицию.

Гравюра была создана за год до переезда Бенуа Луи Анрикеса (Хенрикеза) в Санкт-Петербург в качестве профессора в Императорской академии художеств.

Известный экземпляр гравюры находится в коллекции Национальной библиотеки Франции (Bibliothèque nationale de France; Notice n°: FRBNF44567312). Французские исскуствоведы приписывают авторство Жану Батисту Лепренсу. Ещё один экземпляр в Музее герцога Антона Ульриха (Herzog Anton Ulrich-Museum Braunschweig, инвентарный номер 1956-1036), но германские исскуствоведы (впрочем как и Д.А. Ровинский) приписывают авторство уже Иоганну Елеазару Шенау. Это объяснается наличием подписи “Peint. par Schenau” в левом нижнем углу как указание на автора живописного произведения, с которого создана гравюра. Они предполагают что гравюра создана по картине «Un Tableau représentant des amusemens Russes». Истина, как обычно, скорее всего лежит посредине и Шенау создал рисунок для гравюры либо по произведению Лепренса, либо создал свой сюжет (и рисунок) в стиле Лепренса.

Библиография: 1. Le Blanc, Charles (1854-1889): Manual de l’amateur d’estampes. Paris, Bd. 2, 1856, S. 354, Nr. 27. 2. Подробный словарь русских граверов 16-19 вв. / Д.А. Ровинский. – Санкт-Петербург, 1895. 3. Fröhlich-Schauseil, Anke (2018): Schenau (1737-1806). Monografie und Werkverzeichnis der Gemälde, Handzeichnungen und Druckgrafik von Johann Eleazar Zeißig, gen. Schenau. Petersberg, S. 515, GA 134.

Жан Батист Лепренс (Jean-Baptiste Le Prince, 1734-1781) — известный французский живописец и гравёр, ученик великого живописца Франсуа Буше (1703-1770).
С 1758 года в течение пяти лет Лепренс жил и работал в России,  принимал участие в росписи плафонов Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.  Лепренс путешествовал по Российской империи: был в Финляндии, Литве, Сибири и вернулся в Париж в декабре 1763 года с обширной коллекцией рисунков, которые он использовал  для своих картин и гравюр. В 1765 году Жан Батист Лепренс был избиран действительным членом Французской академия живописи и скульптуры. В собрании Государственного Эрмитажа находятся девять работ Лепренса.

Иоганн Элеазар Цейссиг, по прозванию Шенау (Johann Eleazar Schenau, 1737-1806) — художник и педагог, директор дрезденской Академии художеств, один из самых выдающихся немецких художников XVIII века, определивший не только стиль живописи второй половины этого столетия, но и повлиявший на искусство XIX века. Шенау был учеником Шарля-Франсуа де Сильвестра, сына директора дрезденской школы рисования, Луи де Сильвестра. В 1756 году, с началом Семилетней войны, он сопровождает отца и сына де Сильвестр в Париж. Здесь он учится в Королевской академии живописи и скульптуры. В Париже Шенау изучает французскую живопись, особое влияние на его творчество оказали работы Жана-Баптиста Грёза. В Париже художник также копировал полотна итальянских старых мастеров (Тициана, Гвидо Рени, Корреджио), занимался росписью по фарфору на фабрике в Севре, делал сюжетные наброски для ювелиров и гравёров, отчасти благодаря помощи своего учителя соотечественника гравера Иоганна Георга Вилле. В 1770 году художник возвращается в Дрезден, где становится членом Академии искусств. В 1774 году он становится профессором жанровой и портретной живописи в дрезденской Академии. В 1776 году он назначается директором Академии. Многие полотна художника, творчество которого в XIX столетии было незаслуженно забыто, пропали или погибли. Часть его творческого наследия можно увидеть в Дрезденской картинной галерее. В собрании Государственного Эрмитажа имеетя гравюра Готтлиба Леберехта Крузиуса “Безумие руководит Амуром” по картине Иоганна Элеазара Цейссига под инвентарным номером ОГ-123602.

АНРИКЕС БЕНУА-ЛУИ (Benoit-Louis Henriquez) – французский гравер, ученик Дюпюи; род. 1782 г., + 1806 г. С 1769 по 1779 г. жил в Петербурге, занимая должность профессора гравирования резцом в Императорской академии художеств. Здесь он образовал граверов Скородумова и Степана Фадеевича Иванова; оба по окончании курса были посланы в Париж пенсионерами и составили себе известность. Усердие и хорошая метода учителя, конечно, облегчали ученикам изучение приемов техники. Но сам профессор, занимаясь хорошо в классах, находил еще время работать резцом. Живя в Петербурге, А. выполнил с картин Императорского Эрмитажа две прекрасные гравюры: с Герарда Тербурга “Добрая весть” – дама в атласном платье читает письмо, ответа на которое ожидает посланный, в средний лист, блестяще выполнены атлас, все тельные части и детали обстановки (1773). Другое произведение А. не менее изящно – это (pendant к первой доске) “Больная и доктор” с Метцю (1774.) Общее число хорошо выполненных гравюр А. с разных мастеров до 40 досок, неравного, впрочем, достоинства. (Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона). В собрании Государственного Эрмитажа имеются двадцать две гравюры Бенуа Луи Анрикеса.