…
Портрет вполоборота сидящей юной девушки. Левым локтем она опирается о стол, а кисть подпирает голову; в вырезе платья видна приколотая роза. Овальная рамка вокруг портрета обрамлена цветочной гирляндой. Под рамкой на фоне горностаевой мантии расположен герб герцогини Luyner(?). Рядом с ним посвящение: “Dediee a Madame La Duchesse de Luyner“. Слева внизу – имя художника Грёза (Greuze) с титулом придворного художника. В правом нижнем углу – имя гравера Франсуа Ингуфа (Ingouf). Ниже расоположен адрес парижских издателей Le Pere и Avaulez.
Копия картины Грёза “Портрет девушки” (Portrait de jeune fille), выполненная в XVIII веке анонимным учеником мастера, хранится в Музее Коньяк-Же (Musee Cognacq-Jay in Paris). По информации музея, ранее картина находилась в коллекции Анатолия Николая Анатольевича Демидова (Nicolas et Anatole Demidoff, à San Donato).
Хорошее коллекционное состояние, соответствует времени создания. Известные экземпляры гравюры находятся в собрании Моравской Галереи (Moravská galerie v Brně; инвентарный номер C78); Музея изобразительных искусств Сан-Франциско (Fine Arts Museums of San Francisco; инвентарный номер 1959.121); Центрального Института Графики в Риме (Istituto Centrale per la Grafica; Numero inventario: S-FC4136).
Жан-Батист Грёз (фр. Jean-Baptiste Greuze, 1725-1805) – знаменитый французский художник второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения.
Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют его искренние, естественные и правдивые портреты. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), а также эскизы законченных композиций.
Жан-Батист Грёз был очень почитаем в России. Его талант высоко ценили графы А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой. Николай Никитич Демидов (1773-1828), который жил в Париже в одном доме с Грезом, купил непосредственно в его мастерской и заказал ему 25 картин. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика, или Плоды хорошего воспитания». В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили будущий император Павел I и его супруга и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Писатель И. С. Тургенев, не питавший к творчеству Греза особой симпатии, купил тем не менее, поддавшись моде, одну из его tetes d’expression. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. В российских музеях хранятся несколько полотен Грёза: «Обманутый слепец» (Москва, ГМИИ), «Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания» (нач. 1760-х), «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо (1801, Москва, ГМИИ) и т. д.