…
12 уникальных старинных литографий с видами Крыма (ВОСТОЧНАЯ ВОЙНА)
Альбом из двенадцати литографий с изображениями Крыма. Папка с золотым тиснением с надписями “GUERRE D’ORIENT”, “CAMPAGNE DE CRIMÉE” и Королевским гербом Соединённого Королевства. К каждой литографии прилагается описание на полном листе. Библиографическая редкость. В открытых источниках есть только одно упоминание об этом издании, точнее только об одном листе из издания – “Le clocheton, attaques de gauche” в Национальной библиотеки Франции.
1. Le Lazareth
2. Maison des carrières
3. Le clocheton, attaques de gauche (Estampes et Photographie, AA2-Durand-Brager, Bibliothèque nationale de France
4. Petit mamelon vert du cimetière
5. Le grand cimetière attaque de gauche
6. Vue de Kamesch
7. Ravin des anglais
8. Point du Sud dit de l’Arsenal attaque de gauche juillet 1855
9. Bastion de la quarantaine et les contres batteries décembre 1854
10. Prise du fond du port 1855
11. Batterie de Fuseens près de la baie Stresleska attaque de gauche 1855
12. Le Fort Génois attaque de gauche 1855
Крымская война 1853—1856 годов между Российской империей и Великобританией, Францией, Османской империей и Сардинским королевством ознаменовала начало иллюстрированного военного репортажа. Художник-маринист Дюран-Браже одним из первых задумался об использовании для этого фотографии. Дюран-Браже будучи морским офицером, дослужившимся до звания капитана был одним из пятнадцати фотографов, включая Феличе Беато, Роджера Фентона и Джеймса Робертсона, которые фотографировали солдат, казарму, лагерную жизнь и поля битвы. Однако фотографии, сделанные его помощником Лассимоном (Lassimonne), не были предназначены для печати, но послужили подспорьем для его живописных полотен. Корреспондент L’Illustration хотел, чтобы они были объективными – «Все это история, а не фантазия» – его представления избегают, опасаясь цензуры, очень суровых реалий окопов и лишь раскрывают разрушительное действие войны: между академической историей, подробным топографическим изображением и документированным боевым отчетом.
С 1855 по 1861 год восемнадцать художников работали над сорока четырьмя картинами для Salle de Crimée – новой экспозиции в Музее французской истории в Версале, посвященной победе в Крымской войне (1854–1856). С помощью этого проекта администрация Второй империи надеялась завоевать общественное мнение, все еще колеблющееся между негодованием по поводу неспособности молодой империи выполнить свои первоначальные мирные обещания и принятием частично успешного исхода войны, которая могла помочь восстановить славу Франции. Живопись стала инструментом написания истории Крымской войны. С 1857 по 1861 год широкоформатные картины, изображающие эту войну, доминировали на ежегодных Салонах в Париже. Дюран-Браже получил правительственный заказ на двадцать одну картину для экспозиции Salle de Crimée. К сожалению, теперь невозможно доподлинно установить интерьер Salle de Crimée, которая никогда не существовала как единое экспозиционное пространство, посвященная исключительно Крымской войне. Сегодня четыре небольшие комнаты в северном крыле называются Salles de Crimée et d’Italie, и здесь висят некоторые картины Второй Империи, хотя большую часть времени они закрыты временными выставочными панелями. Все картины Дюрана-Браже под названием “Осада Севастополя” были установлены на самом низком уровне, образуя сплошную полосу по трём стенам; их размеры соответствовали пропорциям комнаты. Эти картины небольшого формата были частью ранее упомянутой серии из двадцати одной работы, они иллюстрировали военные действия и бесплодную крымскую местность, окружающую Севастополь. Представление об экспозиции можно получить из реконструкции баварского учёного Юлии Тома (Julia Thoma), основанной на плане Сулие 1859 года в её статье “Panorama of War: The Salle de Crimée in Versailles”. На реконструкции картины Дюрана-Браже повторяются, поскольку неизвестно их точное расположение.
Подобный альбом (не такой редкий!) из 24 литографий по Дюранау-Браже “ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧЕРНОЕ МОРЕ, БОСФОР, МОРЕ МАРМАРА И ДАРДАНЕЛЛЫ” был продан на аукционе Сотбис в 2013 году за 20 тысяч фунтов. (Durand-Brager, Jean-Baptiste Henri. A VOYAGE TO THE BLACK SEA, THE BOSPHORUS, THE SEA OF MARMARA & THE DARDANELLES. LONDON: P. AND D. COLNAGHI, [C.1855] First edition, folio (510 x 365mm.), title and list of plates on blue paper, probably cut from the wrappers and mounted, 24 plates lithographed by Sabatier, E. Cicéri, and P. Benoist after Durand-Brager, modern purple half morocco retaining original cloth sides, lacks the lithographed title, one plate with marginal repair, occasional light spotting).
Жан-Батист-Анри Дюран-Браже (Jean-Baptiste-Henri Durand-Brager, 1814—79) — франц. живописец-маринист, ученик Гюдена и Э. Изабе, участвовал в нескольких дальних морских плаваниях; посетил остр. св. Елены, Бразилию, Мадагаскар, Крым, Алжир и др. места и писал морские виды, панорамические картины приморских городов и морские сражения. В 1840 г. присутствовал при вырытии смертных останков Наполеона I из могилы на остр. св. Елены и в 1844 г. издал описание этой церемонии, с рисунками. Во время Крымской кампании доставлял из-под Севастополя корреспонденции и рисунки в журналы «La Patrie», «Le Monde illustré» и «L’Illustration», a потом исполнил для Версальского музея 20 панорамических картин Севастополя, его окрестностей и операций его осады войсками союзников. /Картины в каталоге Парижского салона 1857 года с 855 по 875 номер./ Из прочих произведений Д., прекрасных в техническом отношении, но иногда чересчур рассчитанных на эффектность, заслуживают внимания: «Синопская битва» (напис. для имп. Александра II в 1857 г.), «Битва при Лиссе» (для австрийского имп.) и «Самоносакское сражение» (для Версальского музея). /Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Эжен Сисери (фр. Eugène Cicéri; 27 января 1813, Париж — 1890, Буррон-Марлотт) — французский живописец, рисовальщик, литограф и акварелист. Представитель барбизонской школы. Первый раз выставил свои работы в Парижском салоне в 1851. В следующем году одна из его картин была отмечена серебряной медалью. Эжен Сисери был не только живописцем, но и популярным акварелистом. Входил в число модных «путешествующих (странствующих) художников», издал несколько сборников литографий своих рисунков, которые отличались более реалистичным подходом к изображаемой натуре, чем у его предшественников романтического направления. Сисери не стеснялся использовать фотографии при создании картин. Он побывал в творческих поездках в Альпах и Пиренеях, где писал с натуры и литографировал живописные окрестности, принимал участие в создании большой коллекции иллюстраций для художественных изданий барона И. Ж. Тейлора и сборника Шарля Нодье «Путешествия живописные и романтичные по Старой Франции» (фр. «Voyages pittoresques et romantiques dans l’ancienne France»), особенно удачными стали его картины с видами Бретани.
Лемерсье Жозеф Роз (Lemercier, 1803-1887) — литограф-печатальщик, основатель известной парижской фирмы “Л. и К°”, существующей с 1828 г. Он был в 1825 г. учеником изобретателя литографии, Зенефельдера и своими трудами много способствовал успехам этого мастерства. В 1840-60 гг. считался лучшим печатальщиком рисунков на камне в целой Европе, и к нему обращались из всех ее краев, в том числе нередко и из Poccии, когда требовалось издать литографическим способом что-либо тонко исполненное и действительно художественное. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907).