…
В центре композиции Венера и Вулкан сидят на краю кровати, она правой рукой вытаскивает стрелу из колчана Купидона, а левой перебирает цветы в вазе. Купидон, держа лук обеими руками, поворачивается, чтобы посмотреть на Венеру; вазу с цветами поддерживают два путти, в то время как еще двое играют вокруг Купидона; слева, через дверной проем, пятый путти поддерживает огонь. Венера – богиня любви и красоты, а её муж – Вулкан, самый искусный в кузнечном ремесле мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Вулкан трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна.
Слева внизу надпись: «Peint par Jules Romain.»; внизу в центре: «Defsiné par Granger»; справа внизу: «Gravé par E. Morace»; внизу в центре: «VÉNUS ET VULCAIN».
Прототипом гравюры является картина 1546 года под тем же названием “Vénus et Vulcain” кисти Джулио Романо (Лувр, инвентарный номер 424).
Библиография: 1. Stefania Massari. Giulio Romano pinxit et delineavit. Roma, 1993г. 2. Nagler Künstlerlexikon 1835-1852. 16.
Хорошее коллекционное состояние, соответствует времени создания. Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Известный экземпляр гравюры: Британский Музей (Museum number 1859,0806.434); Художественная галерея Крайстчерча (Christchurch Art Gallery Te Puna o Waiwhetu, New Zealand; инвентарный номер 73/142).
Джулио Романо (Giulio Romano, собственно Дж. Пиппи, Pippi, 1499—1546) — итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, один из зачинателей и наиболее самобытных представителей искусства маньеризма. Работал преимущественно в Риме, но его наиболее оригинальная работа находится в Мантуе — это Палаццо дель Те. Уроженец Рима, помогал своему учителю в его капитальных работах, а именно в украшении ватиканских станц Элиодора и дель-Инчендио, исполнил некоторые фрески в Фарнезине и начал строить, по проекту Рафаэля, виллу Мадама. Самостоятельная деятельность Джулио Романо началась лишь после смерти Рафаэля, когда ему было поручено довести до конца начатые его учителем работы, как, например, роспись залы Константина в Ватикане (битва Константина). В этот римский период его деятельности им были написаны также фрески мифологического содержания в виллах Ланте и Мадама и несколько алтарных образов, каковы, например, «Мадонна с Иисусом Христом и Иоанном» (находится в ризнице св. Петра, в Риме), «Мучение св. Стефана» (в церкви С.-Стефано, в Генуе) и «Мадонна» (в Дрезденской галерее). Эти первые работы Джулио Романо проникнуты вполне рафаэлевским духом и напоминают собой произведения великого урбинца по композиции и колориту, что объясняется отчасти тем, что некоторые из них были исполнены по его эскизам. С течением времени, однако, влияние Рафаэля на творчество Джулио Романо мало-помалу изглаживалось, и в позднейших его работах преобладают особенности, совершенно чуждые рафаэлевскому стилю. Манерность, склонность к рискованным и неестественным позам и к преувеличению особенно ярко выказываются в работах Джулио Романо, исполненных в Мантуе, куда он был приглашён герцогом Федерико Гонзага. Здесь, в герцогском дворце, написаны им фрески, изображающие сцены из мифа о Диане и из истории троянской войны. Главным трудом Романо в этом городе были росписи построенного по его проекту Палаццо дель Те. Архитектура Палаццо дель Те является характерным примером искусства маньеризма. Выполненные для этого палаццо росписи (1532—34) можно считать наиболее выдающимся образцом творчества Джулио Романо второго периода его деятельности. Росписи одного из трех залов дворца: «Зала Гигантов», изображающие гигантов, штурмующих Олимп и гибнущих под его обломками, впечатляют динамикой, экспрессией, необычными ракурсами и разномасштабностью фигур. Шокирующие ракурсы и позы обнаженных персонажей считали скандальными, в то время росписи показывали только специально приглашенным гостям. Однако такое решение полностью согласуется с эстетикой маньеризма. «Эротическую линию» в искусстве маньеризма Джулио Романо продолжил в еще более скандальной серии из шестнадцати рисунков к любовным сонетам Пьетро Аретино, награвированным Маркантонио Раймонди и получившим прозвание Позы Аретино. В России, в ГМИИ им. Пушкина, из работ Дж. Романо имеется портрет, предположительно Рафаэлевой возлюбленной Форнарины. В коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге есть полотно Джулио Романо «Любовная сцена», датируемое 1524—1525 годами, и ещё две картины, рисунок а также четыре гравюры по его сюжетам
Жан-Пьер Гранже (Jean-Pierre Granger, 1779-1840) – французский художник, работавший в неоклассическом стиле. Он в первую очередь известен портретами, историческими картинами и мифологическими сценами, но также создал множество религиозных произведений. Некоторые источники ошибочно называют его Жан-Перрен (Jean-Perrin). Гранже работал гравером в течение семи лет, но в конце концов почувствовал себя ограниченным рамками этой среды и поступил в студию Жана-Батиста Рено (Jean-Baptiste Regnault), чтобы изучать масляную живопись. Четыре года спустя он тесно сотрудничал с Жаком-Луи Давидом (Jacques-Louis David). В 1800 году Гранже был награжден Римской премией за картину, на которой Антиох отправляет своего сына к Сципиону. Находясь в Риме, он работал на Люсьена Бонапарта, делая зарисовки и картины из коллекции древностей принца. Жан-Пьер Гранже вернулся в Париж в 1812 году и ежегодно выставлялся в Салоне до самой смерти, получая медали в 1812, 1817 и 1820 годах.
Эрнест Мораче (Ernest или Ernst Morace, 1766-?) – немецкий гравер по меди. Был принят в Высшую Карлскую школу в 1774 году, Неаполь был указан как место происхождения. Мораче был одним из учеников Иоганна Готхарда фон Мюллера, а позже стал придворным гравером. Мало информации о его биографии, а также о месте и времени его смерти.