Святой Георгий. 1729г. Рафаэль/Лармессен. Старинная гравюра. Эрмитаж

Святой Георгий. 1729г. Рафаэль/Лармессен. Старинная гравюра. Эрмитаж
Святой Георгий. 1729г. Рафаэль/Лармессен. Старинная гравюра. ЭрмитажСвятой Георгий. 1729г. Рафаэль/Лармессен. Старинная гравюра. Эрмитаж

180 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1729
Художник: (инвентор) Рафаэль (Рафаэлло Санти). 1483-1520
Гравёр: Николя де Лармессен IV (Nicolas De Larmessin, 1684-1753/55)
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), бумага верже
Страна: Франция
Город: Париж
Выполнено для: Tableaux du Cabinet du Roy. Premier partie, a Paris… MDCLXXIX
Размер изображения (см): 30,0 x 26,5
Размер листа (см): 37,7 x 31,8
Оригинальное название: Saint George
Язык: французский
Категории: , .

Святой Георгий на коне сражается с драконом

Вооруженный всадник в кирасе, в шлеме с перьями, скачет на белом коне вправо. Он обнажил меч и замахнулся им чтобы убить дракона, находящегося в левом нижнем углу у ног коня.

Гравюра создана для сборника “Recueil Crozat” (Коллекция Кроза), 2 тома, 1729 и 1742 гг., Из которых том I имеет титульный лист с надписью: Recueil d’estampes d’après les plus beaux tableaux et d’après les plus beaux desseins qui. sont en France, dans le Cabinet du Roy, dans celuy de monseigneur le Duc d’Orleans и dans d’autres…, A Paris: de l’Imprimerie Royale, MDCCXXIX”. Recueil Crozat впервые опубликован в 1729 году и состоит из изображений картин из знаменитой “Коллекции Кроза” и других французских коллекций.

Прототипом представленной гравюры является картина «Святой Георгий и дракон» (San Giorgio e il drago) Рафаэля Санти из собрания Национальной галереи искусства, некогда находившаяся в собрании Эрмитажа и выставлявшаяся в Военной галерее Зимнего дворца. Картина принадлежала к серии миниатюрных панно, написанных Рафаэлем около 1506 года во Флоренции по заказу урбинского герцога, и предназначалась в подарок королевскому послу Гилберту Тэлботу. К 1627 году картина принадлежала Уильяму Герберту, 3-му графу Пембруку (1580—1630), и находилась в родовом поместье Уилтон-хаус в Уилтшире. Затем картина оказалась в собственности английского короля Карла I. По окончании Гражданской войны в Англии она была 19 декабря 1651 года продана в рамках одной из распродаж королевской коллекции в Сомерсет-хаусе в Лондоне и далее оказалась во Франции, где спустя некоторое время стала одной из ярчайших работ в коллекции Кроза. В 1772 году «Святой Георгий и дракон» вместе со всей коллекцией Кроза была приобретена российской императрицей Екатериной II и с тех пор на протяжении более 150 лет она находилась в Эрмитаже. В конце 1920-х годов картина была отобрана для продажи за границу и передана в контору «Антиквариат», выставлялась на продажу в берлинской галерее Маттисона, затем в лондонской галерее Кольнаги и наконец в марте 1931 года в нью-йоркской галерее Недлера её купил американский миллионер Эндрю Меллон. В 1937 году вся коллекция Меллона была подарена Национальной галерее искусства в Вашингтоне. Ранняя версия (по мнению Лувра) находится в Лувре.

Картина иллюстрирует общехристианский сюжет «Чудо Георгия о змие». В окрестностях Бейрута в озере жил змей, нападавший на людей. Народ, напуганный чудовищем, пришёл к царю, который предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполняя своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею. Воин Святой Георгий, проезжая мимо города, увидел плачущую царевну и спросил у неё о причине её скорби. Узнав о чудовище он, со словами «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», устремился на коне своём на змея и поразил змея копьём. Впечатлённые подвигом воина король и жители Бейрута приняли христианство.

Хорошее коллекционное состояние, соответствует времени создания; равномерное потемнение бумаги. Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Известный экземпляр гравюры находится в собрании Музея Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum Department of Prints and Drawings and Department of Paintings; инвентарный номер DYCE.2580). Музей Виктории и Альберта — музей в Лондоне, крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна. Основан в 1852 году. По данным The Art Newspaper, входит в двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира. А также в собрании Библиотеки Уэллкома, созданной на основе собранной сэром Генри Уэлкоммом (1853–1936) одной из самых грандиозных коллекций ХХ века (Wellcome Library; Reference: 574679i) и в Государственном Эрмитаже (инвентарный номер У-1184/48).

Библиграфия: 1. DYCE COLLECTION. A Catalogue of the Paintings, Miniatures, Drawings, Engravings, Rings and Miscellaneous Objects Bequeathed by The Reverend Alexander Dyce. London: South Kensington Museum : Printed by G.E. Eyre and W. Spottiswoode for H.M.S.O., 1874., 2. Manuel de l’Amateur d’Estampes par Ch. Le Blanc. Paris, 1854-6.

Коллекция Кроза (Collection Crozat) — крупное частное собрание произведений искусства, сформированное в первой половине XVIII века и принадлежавшее французской семье Кроза, известным финансистам и любителям искусства. Расценивается как самое значительное собрание в Париже XVIII века, а современники характеризовали его как самое большое количество сокровищ живописи и различных редкостей, которое могло быть собрано частным лицом. Большая и ценнейшая часть этой коллекции была приобретена в 1772 году императрицей Екатериной II у наследников Луи Антуана Кроза и поступила в новоучреждённый в 1764 году Императорский Эрмитаж, став значительным пополнением музея.