Старый Зимний дворец в Петербурге со стороны Невы.1760г. c рис. Махаева. Музейный экземпляр

Старый Зимний дворец в Петербурге со стороны Невы.1760г. c рис. Махаева. Музейный экземпляр
Старый Зимний дворец в Петербурге со стороны Невы.1760г. c рис. Махаева. Музейный экземпляр

75 900 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Художник: Махаев "Проспектъ стараго зимняго дворца съ каналом соединяющимъ Мойку съ Невою"
Гравёр: неизвестный французский гравёр c рисунка Махаева, предположительно Жак-Франсуа Шеро (Jacques-François Chereau, 1742-1794)
Год: 1760 (ок.)
Техника: гравюра на меди с ручной акварельной раскраской, бумага верже с водяными знаками. Vue d'Optique
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Бассет
Размер листа (см): 31,2 x 43,5
Оригинальное название: Vuë de l'ancien Palais d'hiver de sa Majesté Imperiale et du Canal qui Joint la Moika avec la Neva, a St. Petersburg. A View of the Antient Winter Palace belonging to her Imperial majesty and of the Canal which joins the Moika to the Neva, at St Petersburg
Размер в паспарту: 50x70
Категории: , , .


Старый Зимний дворец в Санкт-Петербурге со стороны Невы (Зимняя канавка) на антиварной равюре XVIII века

Редкая антикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины. Незначительное загрязнение. Представляет несомненный коллекционный и исторический интерес.Прототипом представленной работы послужила гравюра Ефима Григорьевича Виноградова (1725-1768) под смотрением Ивана Алексеевича Соколова (1717-1757) “Проспект (вид) Старого Зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невою” по рисунку Михаила Ивановича Махаева (ок. 1717-1770) под смотрением Джузеппе Валериани (1708-1762).

Ещё один экземпляр гравюры находится в собрании Национальной Библиотеки Франции в Отделе Гравюр и Фотографий (Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie) под инвентарным номером LI-72 (4) -fol,, Государственного Исторического Музея (без подкраски) под инвентарным номером ДК 2267.

На изображении деревянная набережная Невы; слева от центра композиции голландский разводной мост через канал, соединяющий Мойку и Неву, в перспективе канала видна набережная Мойки; справа от моста -парадный фасад старого Зимнего дворца под высокой крышей со “сломом”, с выступающими вперед центральным и боковыми ризалитами. На набережной декоративные стаффажные фигуры горожан, на Неве лодки на веслах и под парусами, через мост проезжает карета. Вверху зеркальное отражение французского названия, внизу на английском и французском языках полное название гравюры.

Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления  визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.