…
Старинная гравюра “Церемония православного молебна на площади Людовика XV в Париже 10 апреля 1814 года”
В середине группы всадников – Александр I в зелёном мундире Преображенского полка на белом коне Эклипсе (подарок Наполеона Александу в 1807 году в Тильзите).
Отличное состояние, естественное потемнение бумаги. Идеально подходит для оформления интерьера или в качестве подарка ценителю истории Российской империи.
Ещё один экземпляр акватинты находится в коллекции Музея-панорамы «Бородинская битва» а также в Национальной библиотеке Франции (Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, RESERVE QB-370 (68)-FT 4 ), в Саксонской земельной библиотеке — университетской библиотека Дрездена (Sächsische Landesbibliothek — Staats- und Universitätsbibliothk Dresden) и в музейном собрании Библиотеки Университета Брауна (Brown University Library, USA) под номером bdr:402003; Британском музее (Museum number 1873,0712.790)
Библиография: 1. Д.А. Ровинский (т.1, стлб.176, поз.778); 2. “Памяти 1812 года. Каталог выставки. Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, книги, документы XIX век”. – Казань: Заман, 2012. – 112 с.: ил.; стр. 48-49.
Выставки: ЕМИИ, 2011–2012, кат. 35, с. 76
5 декабря 1812 года в честь изгнания Hаполеонa был издан «Высочайший Манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». В 1814 году императором Александром I был подписан указ об установлении празднества «В воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». С этого времени во всех храмах империи совершались торжественные благодарственные моления. Более ста лет этот день был особым праздником, в котором для России соединялись радость о Рождестве Спасителя и благодарение Ему за избавление страны в 1812 году.
10 апреля на площади Конкорд император Александр велел отслужить пасхальную литургию с православным хором, в присутствии русских войск и интересующихся парижан. Алтарь был установлен на месте эшафота, где был казнён Людовик XVI. После парада войск, царь и прусский король Фридрих-Вильгельм III поднялись по ступеням на возвышение, где уже собрались православные священники и возносили господу благодарственные молитвы за счастливые успехи. Маршалы Наполеона тоже присутствовали и были вынуждены стать на колени…
Издание “Иллюстрированные записки важных событий в летописи Европы в годы 1812, 1813, 1814, и 1815”. увидело свет в Лондоне в 1815 году и состояло из двух частей, а также нескольких дополнений к ним. Составителем и художником выпусков был Томас Хартвелл Хорн (1780–1862). Оригинальные гравюры были раскрашены вручную; многие листы были исполнены по рисунку с натуры с места событий. В гравюрах, представленных в альбоме, можно наглядно проследить историю наполеоновских войн, начиная с 1812года – города Смоленск и Москву, а также города Европы: Данциг (Гданьск), Берлин, Дрезден, Лейпциг, Гамбург, Париж. Художественно исполненные батальные сцены важнейших сражений с наполеоновской армией передают освободительный дух прошедшей войны: битва в окрестностях Лейпцига, битва при Ватерлоо. Триумф государей-союзников передан гравюрой «Торжественный въезд в Париж…», на которой даже мельчайшие детали проникнуты исключительностью события.
Жан-Мишель Моро (Младший), или Моро ле Жон (Jean-Michel Moreau, Moreau le Jeune, 1741-1814) — французский рисовальщик и гравёр стиля рококо, самый известный и наиболее типичный мастер французской книжной иллюстрации XVIII века, будучи учеником Луи-Жозефа Ле Лоррена, сопровождал учителя в 1758 году в Санкт-Петербург, где тот по приглашению И.И.Шувалова стал первым директором Императорской Академии художеств. Моро начал преподавать в Академии рисунок, но в следующем году Ле Лоррен умер и Моро вернулся в Париж, где продолжил учиться гравированию у Жака-Филиппа Леба. Вначале Моро занимался репродукционной гравюрой резцом и офортом. В 1785 году путешествовал по Италии. В 1789 году был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры. Моро гравировал по картинам Ф. Буше и Ж.-Б.Грёза. В 1770 году сменил Шарля-Николя Кошена Младшего в должности «рисовальщика малых королевских празднеств». В 1781 году получил официальную должность рисовальщика и гравёра кабинета короля и апартаменты в Лувре. В 1793 году Жана-Мишеля Моро назначили членом революционной комиссии по искусству, в 1797 году он стал профессором Парижского центрального училища изящных искусств. При реставрации Бурбонов в 1814 году Моро сохранил своё положение и даже получил должность рисовальщика короля.