Ночная история. Рубенс/Шталь. 1646г. Антикварная музейная гравюра

Ночная история. Рубенс/Шталь. 1646г. Антикварная музейная гравюра
Ночная история. Рубенс/Шталь. 1646г. Антикварная музейная гравюраНочная история. Рубенс/Шталь. 1646г. Антикварная музейная гравюраНочная история. Рубенс/Шталь. 1646г. Антикварная музейная гравюра

210 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1646
Художник: Питер Паул Рубенс (1577-1640)
Гравёр: Jakob Stahl
Техника: резцовая гравюра на меди
Город: Рига (?)
Размер изображения (см): 24,0x20,0
Размер листа (см): 27,0x24,0
Язык: латынь
Категории: , .

 

Картина Рубенса “Ночная история” (1616-1617), послужившая основой для гравюры, оставалась в коллекции Рубенса до конца его жизни, а теперь хранится в музее Маурицхейс (Royal Picture Gallery Mauritshuis, 2501 CM Den Haag, The Netherlands; Accession number 1150). В английском варианте картина известна как “OLD WOMAN AND A BOY WITH CANDLES” (Старая женщина и мальчик со свечой). Второй вариант этой картины под названием Die Ate mit dem Kohlenbecken (Старуха с жаровней) создан между 1616 и 1620 годами. Хранится в картинной галерее Дрездена.

Подписи: в два столбца на латыни по нижнему полю, каждый по две строки: «Quis vetet appposito, … / nec mundus» и «Rigæ in ædibus / Muhhmanni (?) per / Jac: Stahl. 1646».

Представленная гравюра очень редкая. Известные экземпляры гравюры находятся в собрании Британского музея (куплена в 1836 году, Museumsnummer: Schafsschenkel.6718), Рейксмузеума (Rijksmuseum) — художественного музея в Амстердаме (Нидерланды) под номером RP-P-OB-54.861. Более известная гравюра (зеркальная относительно оригинала) с картины была создана Паулюсом Понтием (Paulus Pontius), несколько известных экземпляров которой находятся в музеях мирового уровня, в частности в Британском музее в Лондоне

Библиография: 1. A catalogue raisonné of the works of the most eminent Dutch, Flemish and French painters : in which is included a short biographical notice of the artists, with a copious description of their principal pictures : a statement of the prices at which such pictures have been sold at public sales on the continent and in England : a reference to the galleries and private collections, in which a large portion are at present; and the names of the artists by whom they have been engraved; to which is added a brief notice of the scholars and imitators of the great masters of the above schools, John Smith, dl. 2, p. 216, cat.nr. 770 (Smith and son, 1829-1842). Библиография: 2. Schneevoogt / Katalog der nach P P Rubens eingravierten Stempel, Haarlem, 1873 (153.136). 3. Hollstein / Deutsche Kupferstiche, Radierungen und Holzschnitte um 1400-1700 (1) Amsterdam, 1954 Fortsetzung.

Питер Пауль Рубенс (1577 —1640) – нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Творчество Рубенса – органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты, пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк. Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию. В 1620 году Рубенс создал в мастерской школу граверов для репродуцирования своих произведений. Известна только одна собственноручная гравюра Рубенса – «Св. Екатерина Александрийская», исполненная в близкой рисунку технике офорта. Обычно Рубенс делал для гравюр рисунки, гризайли или эскизы маслом. Иногда эскизы по рисункам мастера делали ученики. Многие подготовительные рисунки создавали сами граверы, но они всегда корректировались Рубенсом. Гравюры, вышедшие из его мастерской, либо повторяли живописные композиции, либо были самостоятельными произведениями. Для последних Рубенс делал тщательно проработанные цветные эскизы маслом. Рубенс заботился о своих авторских правах. Значительную часть его дохода приносило распространение гравюр с вариациями сюжетов его картин, они одновременно служили и рекламными проспектами. Впервые подделывать гравюры Рубенса стали в Республике Соединённых провинций — там же был и самый значительный рынок сбыта оригинальных эстампов. При помощи Питера ван Веена — брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс в 1620 году получил «привилегию» на 7 лет. По этому праву незаконное воспроизведение гравюр Рубенса в Голландии каралось конфискацией тиража и штрафом в 100 флоринов. Ранее, в 1619 году, Рубенс получил аналогичную привилегию во Франции сроком на 10 лет, в её получении неоценимую помощь оказал Николя де Пейреск. Герцог Брабанта в 1619 году даровал аналогичную привилегию Рубенсу на своей территории, а в 1620 году она была распространена на все Испанские Нидерланды. Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника.

Якоб Шталь (Jakob Stahl, ?-?) – немецкий художник, гравёр, работал в Риге