Променада Каменного острова в Петербурге. 1780г. C рис. Махаева. Оптический вид. VIP подарок

Променада Каменного острова в Петербурге. 1780г. C рис. Махаева. Оптический вид. VIP подарок
Променада Каменного острова в Петербурге. 1780г. C рис. Махаева. Оптический вид. VIP подарок

74 500 руб.

Предложить свою цену
Год: 1780
Техника: гравюра на меди с ручной акварельной раскраской. Бумага верже с водяными знаками. Vue d'Optique.
Размер листа (см): 30 x 44
Оригинальное название: 44. Vue de l'Amphithéatre pour la Promenade Public à l'Isle Kamannoi Ostrow sur la petite Newa près de Saint Petersbourg app.te a M.de la Comtesse de Bestoucheff.
Художник: (инвентор) Махаев "Амфитеатр для увеселения каждого на Каменном острове"
Гравёр: Лоран-Пьер Лашоссе
Страна: Франция
Город: Париж
Размер в паспарту: 50 x 70
Язык: французский
Категории: , , .

Вид на амфитеатр общественной променады  Каменного острова на Малой Неве, недалеко от Санкт-Петербурга, Г-на графа Бестужева

На берегу Малой Невки на овальной площадке, напротив невского камня, (откуда остров и получил своё название) во времена владения Каменным островом графом Бестужевым-Рюминым была построена «Галерея или амфитеатр для общественных гуляний». На фасаде была надпись на русском, французском и немецком языках: «ДЛЯ ВСЕХ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ». Эта однопролетная триумфальная арка с примыкающими к ней двумя полукруглыми галереями. Фронтон украшал фигуры сидящих амуров. Силуэт здания был рассчитан на восприятие с большого расстояния, с реки. Четкие членения арки и открытых галерей с плоскими пилястрами красиво прорисовывалась на фоне парка. Амфитеатр являл собой интересный образец садово-парковой архитектуры XVIII века. Это «зеленый или воздушный театр», предназначался для театральных представлений и музыкальных вечеров на открытом воздухе.
Профессор Г. Шредель писал: «Между прочими сочетаниями дерев в виде арок, ниш, колонн, стен и пр. находился Летний театр, кулисы которого состояли из настоящих деревьев и природы, а сцена и амфитеатр из земляной насыпи, между ними помещался оркестр в углублении».
Состояние хорошее, соответствующее своему времени.

Ещё один экземпляр гравюры находится в собрании музея “Muséum De Lakenhal” (Голландия)

Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере зограскопе (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего оптические виды изображали знаменитые городские пейзажи и памятники, наводнения и пожары, сражения на суше и на море. Зрителю были представлены чудеса света, библейские сцены, образы из мифов и легенд и т.д. Эти «чудеса» выполнялись как гравюры на меди, а иногда и как литографии. Листы имеют стандартный размер от 27 до 28 см в высоту и от 40 до 42 см в ширину. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью издателем. Обычно женщины и дети наносили раскраску с помощью кисти или трафаретов, что приводило зачастую к примитивному цветовому эффекту. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Например, можно придать эффект восходящего солнца или лунного света. Оптические виды производились всего в пяти европейских городах: Париже, Лондоне, Бассано (в Северной Италии), в XIX векe в Берлине, но прежде всего в Аугсбурге, где одновременно работали пять издателей. Просмотр оптических видов был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Зограскопы были богато декорированы и зачастую использовались как развивающие игрушки в богатых семьях. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность оптических видов возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Оптические виды можнно встретить как в городских и местных музеях, так и в крупных художественных музеях и коллекциях. Однако, прежде всего, частные коллекционеры проявляют к ним особый интерес как по декоративным, так и по географическим и историческим причинам. Благодаря своим привлекательным мотивам оптические виды являются зеркалами своего времени, которые только недавно получили должную оценку.

Историческая справка:
Когда Санкт-Петербург только начинал строиться, Каменный остров был его далёкой окраиной. Тем не менее с самых первых лет его история связана со многими выдающимися личностями России. В 1713 году на Каменном отрове потроил дворец канцлер Гавриил Головин. После Головина остров стал собственностъю следующего канцлера — графа Бестужева-Рюмина. Граф переселил сюда сотни крестьянских семей, вырубил лес и осушил болота. Проект самого дворца на восточном мысу был осуществлён Бартоломео Растрелли. При дворце был разбит сад на французский манер, для благородной публики устраивались гуляния с маскарадами и фейерверками. В силу ряда причин в 1765 году императрица Екатерина II  вернула острове в собственность императорской фамилии, подарив наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу. Придворные тут же начали строительство дач в соседстве с резиденцией великого князя. Дворец для Павла строил Юрий Фельтен, творец решётки Летнего сада; парк планировал не менее знаменитый Тома де Томон — автор Биржи и Ростральных колонн на Васильевском острове.

Лоран-Пьер Лашоссе (Laurent-Pierre Lachaussée, ?-1782) – французский гравер, издатель и продавец гравюр.