…
Старинная гравюра с известной картины Готфрида Кнеллера «Портрет Джозефа Каррерасa»
Происхождение оригинала: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. Картина была написана в 1675 году. В государственном Эрмитаже с 1779 по 1854 год. Музейная сохранность. Внизу слева указан автор оригинала — Кнеллер, а также автор рисунка — Г. Фарингтон (G. Farington). В середине расположен герб графа Орфорда (Earl of Orford), в то время владельца уникальной коллекции в Хоутон-Холле (Houghton Hall), где среди прочих шедевров находилась и картина «Портрет Джозефа Каррерасa». Справа внизу стоит имя гравёра: Val. Green.
Ещё один экземпляр гравюры хранится в Национальном музее американской истории (National Museum of American History) под инвентарным номером 1978.0534.02.46; два, причём датированы 1775 годом, – в Национальной портретной галерее (National Portrait Gallery, London) под инвентарныни номерами NPG D30918 и NPG D1232, ещё один – в Гарвардском художественном музее (Harvard Art Museums) под инвентарным номером R2640
В 1779 г. императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. В 1854 году царь Николай I продал картину, а в 1975 году она вернулась в Хоутон-холл. Всего в 1854 году было продано 1219 картин, но выручена совсем небольшая сумма денег. Волевое решение Николая I осуждалось многими и послужило поводом для жесткой характеристики, данной ему Врангелем: «…историческая роль выпала на долю императора Николая Павловича, человека много сделавшего и для возвеличивания искусства, но недостаточно подготовленного и сведущего для решения тех вопросов, в которых он сам признал себя компетентным и которое он, с присущей ему самонадеянностью решал кратко, губительно и бесповоротно».
Конечно, мнению императора трудно было противостоять. Но справедливости ради следует заметить, что в распродаже картин Эрмитажа, в какой-то степени можно винить и участников отборочной комиссии, не сумевших заметить хороших вещей при их классификации. Некоторые из проданных тогда картин позднее вернулись в Эрмитаж.
Готфрид Кнеллер (Gottfried Kniller, англ. Godfrey Kneller; 1648—1723) — знаменитый живописец, наиболее популярный портретист Великобритании рубежа XVII и XVIII веков. Георг I пожаловал ему достоинство баронета. Кнеллер родился в Любеке, учился у Фердинанда Боля в Амстердаме; провёл несколько лет в Венеции, изучал там произведения Тициана и Тинторетто. Поселившись с 1674 года в Лондоне, состоял до конца своей жизни королевским придворным живописцем. Во время первого путешествия Петра Великого за границу в Утрехте был написан его портрет, не раз воспроизвёденный в гравюрах (оригинал находится в Гемптонкорте, близ Лондона; копии Белли — в Эрмитаже). В собрании Государственного Эрмитажа также есть и другие образцы работ этого художника: портреты философа Локка, стольника П. И. Потёмкина и резчика и скульптора Г. Гиббонса.
Валентайн Грин (Valentine Green, 1739- 1813) – известный британский гравер. Родился в провинции и в 1765 году переехал в Лондон, где начал работать в качестве гравера, научившись техническим аспектам этого искусства и быстро поднялся до абсолютно высокого ранга британских граверов. Грин стал членом Объединенного общества художников в 1767 году, ассоциированным гравером Королевской академии в 1775 году, и в течение сорока лет он успешно следовал своей профессии. За свою жизнь Валентайн Грин выполнил около четырехсот гравюр по портретам Рейнольдса, Ромни и других британских художников; по композициям Бенджамина Уэста и по картинам Ван Дейка, Рубенса, Мурильо и других старых мастеров. В собрании Государственного Эрмитажа также находятся четыре гравюры работы Валентайна Грина и честнадцать в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Исключительное право сделать гравюры с картин в галерее Дюссельдорфа было предоставлено ему герцогом Баварским в 1789 году, но после того, как Грин выполнил более двадцати из них, осада города французами положила конец на этому проекту и нанесла ему серьезный финансовый урон. Отчасти из этого, и из-за некоторых других финансовых проблем, Грин впал в бедность. Но, по счастью, в 1805 году он получил пост хранителя Британского института (British Institution), где проработал всю оставшуюся жизнь. По мнению искусствоведов, Валентайн Грин был одним из первых граверов, показавших, насколько превосходно техника меццо-тинто может быть применена к живописным композициям и портретам. В настоящее время именно его портреты, в первую очередь, заслуженно привлекают внимание коллекционеров. Гравюры Грина отличаются исключительным богатством, утончённостью и очень разумным соотношениями света и тени; и у них есть, без исключения, заметная свежесть и изящество обработки. Источник: “Valentine Green”, by Alfred Whitman (London, 1902).
Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон создал много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.