…
На гравюре изображена счастливая семья в интерьере деревенского дома, где её члены с удовольствием предаются забавам, тогда как молодая мать наклоняется над огнем, делает на сковороде бигнеты (французский эквивалент пончиков). Дети играют, смотрят друг на друга или крадут горячие угощения, которые были сложены в миску на переднем плане. Маленький спаниель терпеливо наблюдает за приготовлением бигнетов, конечно же, в надежде, что он тоже получит свою долю. Овальная рамка вокруг основной композиции обрамлена растительной гирляндой. Под рамкой на фоне горностаевой мантии расположен (по обычаям того времени) герб владельца прототипа. Слева внизу – имя художника, в правом нижнем углу имя гравёра. В самом низу расположено имя и адрес издателя.
Фрагонар, вдохновленный семейной жизнью, написал серию полотен, посвященных семейным радостям. Николя де Лоне выгравировал полдюжины таких жанровых сцен, в том числе Les Baignets.
Прототип, послужий основой для гравюры, находится в собрании Музея Гетти, Лос-Анджелес, (J. Paul Getty Museum at the Getty Center, Los Angeles). Это лист 24.6 × 37.5, смешанная техника: бумага, коричневые чернила, кисть, карандаш. Работа была приобретена на аукционе Millon за 398 365 €.
Гравюра как самостоятельное художественное произведение предполагает иерархическую напряженность между художниками и граверами в течение всего восемнадцатого века. Ответственное обещание гравёра следоватъ прототипу не является абсолютным. Николя де Лоне вносит несколько заметных изменений в сцену Фрагонара: он переопределяет внутреннее пространство, меняет платье матери, открывая ее грудь, и добавляет дерево (дым?), растущее из камина. Более того, он добавляет свою собственную уникальную визитную карточку в виде овальной рамы, украшенной дубовыми ветвями, лесными орехами и тыквой. Это обрамление было одним из многих уникальных рамок, добавленных де Лоне к гравюрам, которые он опубликовал по работам других художников.
Ещё одна гравюра (состояние без названия) находится в Вашингтоне в Национальной галерее искусства (National Gallery of Art). Также известны несколько кэкземпляров: в Лувре (третье состояние; с посвящением); в Художественном музее Филадельфии (Philadelphia Museum of Art) под инвентарным номером 1985-52-40372.
Библиография: 1. Le Blanc, Charles: Manuel de l’Amateur d’Estampes […]. Bd. 2. Paris 1854-1890, S. 503, Kat.Nr. 18. 2. Taylor, Sean J.: Pendants and Commercial Ploys. Formal and Informal Relationships in the Work of Nicolas Delaunay. In: Zeitschrift für Kunstgeschichte 50 (1987), S. 509-538.
Жан-Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard, 1732 -1806) – французский живописец, рисовальщик и гравер в стиле рококо. Был учеником Франсуа Буше и разработал свой, более концептуальный стиль живописи. В соответствии с преобладающим вкусом того времени, он целиком оставил историческую живопись и стал художником эротики и веселых удовольствий в стиле Антуана Ватто. Фрагонар, Буше и Ватто, являются тремя основными мастерами французского рококо. Картины Фрагонара были воспроизведены самыми известными граверами своего времени, кроме того, Фрагонар создал гравюры по своим произведениям и по работам Тинторетто, Джованни Ланфранко, Себастьяно Риччи, Аннибале Карраччи, Джованни Баттиста Тьеполо и других..
В Государственном Эрмитаже хранятся три картины кисти Фрагонара (самая известная – “Поцелуй украдкой”), четыре гравюры его собственной работы и десять гравюр с его картин других авторов.
Николя де Лоне (Nicolas de Launay или Delaunay, 1739-1792) – французский художник, гравер, член Королевской академии с 1679 года, а также член Королевской академии Копенгагена (Дания). В собрании Государственного Эрмитажа имеются пять гравюр работы Николя де Лоне.