…
Старинная мраморная ваза, которую можно увидеть на вилле Его Высокопреосвященства кардинала Альбани возле Порта Салара…
Изображение старинной вазы, выполненной из мрамора. На основании расположено рельефное изображение волка между крупными пиниями (шишками). Крышка, украшенная двумя ручками и набалдашником в форме пинии с рельефом виноградных листьев и гроздей. Под вазой находится краткое описание произведения искусства на итальянском языке и упоминание о его прежнем местонахождении на вилле Альбани в Риме. В левом нижнем углу находится печатная подпись гравёра Джованни Баттисты Пиранези, который также создал подготовительный рисунок, с его титулом «Cavaliere». Справа вверху старый рукописный номер коричневыми чернилами: 66. Судя по качеству печати и бумаге, это, скорее всего, экземпляр конца XVIII века, до парижского издания. Существует также вариант с дарственной надписью Джованни Баттисты Пиранези английскому дворянину Пенну Эштону Керзону в верхней части.
Хорошее коллекционное состояние, соответствует времени создания. Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Известный экземпляр: Метрополитен-музей (The Metropolitan Museum of Art; номер объекта: 41.71.1.12(53)); Центральный институт графики, Рим (Istituto Centrale per la Grafica; Numero inventario: S-CL2412_19263); Университетская библиотека Гента (archive.ugent.be:0A8C9B82-74B2-11E1-AC72-11493B7C8C91), etc.
Библиография: LE BLANC C., MANUEL DE L’AMATEUR D’ESTAMPES, 18, V. 3 p. 207, 1854-59
NAGLER G.K., NEUES ALLGEMEINES KÜNSTLER-LEXIKON, 12, V. 11 p. 361, 1835-52
C.A. Petrucci, CATALOGO GENERALE DELLE STAMPE TRATTE DAI RAMI INCISI POSSEDUTI DALLA CALCOGRAFIA NAZIONALE, 575B, p. 275, 1953
MISITI, Maria Cristina; SCALONI, Giovanna (ed.), Giambattista Piranesi: sognare il sogno impossibile, Istituto Centrale per la Grafica, Roma, 2022, libro multimedia.
Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi или Giambattista Piranesi, 1720-1778) — итальянский археолог, архитектор и выдающийся художник-гравёр, мастер офорта в жанре архитектурных пейзажей, исследователь и коллекционер римских древностей, издатель эстампов. Единственный в своём роде художник, составивший полную картину античных памятников, обнаруженных в его время, и творивший собственный фантастический мир архитектуры. Пиранези оказал значительное влияние на последующие поколения художников неоклассицизма, позднее на романтиков и даже на сюрреалистов. Создал большое количество рисунков и чертежей, но за свою жизнь построил только одно здание: церковь Санта-Мария-дель-Приорато (Мальтийского ордена) и оформил площадь Пьяцца Кавальери ди Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta) на Авентинском холме в Риме (1764—1766). Поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура». Производительность Пиранези, как и его мастерство, непостижимы. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности» (Antichità Romane), содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей. Получив навыки в перспективном изображении архитектуры, Пиранези соединил их с традиционной для венецианской школы красочностью, экспрессией и претворил их в своеобразном живописном, с эффектами светотени, стиле штрихового офорта.