…
Петр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов
Картина, послужившая прототипом гравюры под названием «Стрелецкий бунт» (1827) находится во Франции в собрании Музея изобразительных искусств Валансьена (Musée des Beaux-Arts de Valenciennes). Также известно повторение под названием «Петр Великий в детстве, спасенный матерью от ярости стрельцов» (Государственный Русский музей, Михайловский дворец, Зал 15; холст, масло; 138 х 163; инвентарный номер Ж-4582; 1830 год) На картине запечатлен момент стрелецкого бунта, спровоцированного фактической правительницей русского государства царевной Софьей, когда 10-летнему Петру угрожала смертельная опасность. Действие разворачивается в одном из соборов Троице-Сергиевой Лавры, хотя в действительности оно происходило в московском Кремле. Мать, Наталья Кирилловна, заслоняет венценосного сына, указуя рукой на икону Богоматери, чем приводит покусившихся на жизнь царевича в замешательство, и останавливает расправу.
Хорошее коллекционное остояние, плотная эстампная бумага фиксинг отсутствует. Verso blanc. Запоминающийся подарок и великолепное украшение кабинета. Может представлять интерес для музеев и частных собраний.
Ещё один известный экземпляр гравюры под названием “Наталья Кирилловна спасает Петра I от стрельцов (Peters des Grossen Rettung durch seine Mutter) находится в собрании Государственного Исторического Музея (Москва) под инвентарным номером ДК 782.
Карл Карлович Штейбен (Шарль, барон де Steuben) (19 апреля 1788 — 21 ноября 1856, Париж) — французский живописец немецко-русского происхождения. Сын вюртембергского офицера. В детстве переселился в Россию вместе со своим отцом, принятым в русскую службу, и некоторое время посещал Санкт-Петербургскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Затем был пажом при великой княгине Марии Павловне в Веймаре. Отсюда, при помощи своих покровителей, отправился в Париж и поступил в ученики к знаменитему художнику Давиду, но вскоре перешел от него в мастерскую Робера Лефевра и затем работал под руководством Жерара. Первая же картина Штейбена, выставленная в парижском салоне 1812 г., «Петр Великий в бурю на Ладожском озере», произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I (позднее попала в амьенский музей). После реставрации во Франции династии Бурбонов король Луи XVIII приказал воспроизвести картину Штейбена в гобеленовом ковре, который послал в подарок императору Александру I (в начале XX в. гобелен находился в Большом Петергофском дворце). Одно из важнейших его произведений, исполненных в Париже: “Эпизод из юности Петра Великого” (царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, ворвавшихся в собор Троице-Сергиевой лавры; 1827; в валансьенском музее). В 1831 г. король Луи-Филипп, ввиду таланта и заслуг Штейбена, пожаловал ему баронское достоинство. В том же году он был сделан профессором рисования в парижском политехническом училище. В 1833 г. Российская академия художеств присудила Штейбену звание почетного вольного члена. В 1843 г. он был вызван в Петербург для исполнения семи образов, заказанных ему для Исаакиевского собора. Кроме этих образов, вставленных в ниши внутренних столбов и пилястр собора («Рождество Иоанна Предтечи», «Св. Иоаким и Анна», «Рождество Богородицы», «Вход во Иерусалим», «Распятие», «Воскресение Христово» и «Взятие Богоматери на небо»), Штейбен написал в Санкт-Петербурге большую картину «Смерть генерала Моро в лейпцигской битве» и несколько прекрасных портретов (Гарфункля, В. Кокорева, Мамонтова, актера Самойлова и других, менее известных лиц). Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Фридрих Рандель (Friedrich Randel; 1808 Magdeburg – Berlin 1886) – известный немецкий художник и гравёр. В собрании Государственного Эрмитажа находятся три работы Ранделя: два портрета пастелью, портрет Ивана Федоровича Паскевича (масло, инвентарный номер ГЭ-4927) и одна гравюра по оригиналу Ранделя.