…
Пастух и пастушка изображены в динамике обмена взглядами, они венчают пирамидальную композицию, которая является лирической и музыкальной – взгляд обтекает эту фигуру круговыми движениями, несмотря на изображенные здесь сложные детали и текстуры. Язык тела и положение двух детей естественны и обрамляют статичный силуэт козы. Любопытно, что изгибающийся, похожий стилем на маньеристов, торс ребенка, сидящего на сосуде, демонстрирует огромные познания в анатомии, поскольку младенцы не занимают позы для художников… Чиньяни опирается на Да Винчи и даже, пожалуй, превосходит его, изображая ребенка, который, кажется, игриво борется со своим братом или сестрой. Чиньяни здесь романтизирует пасторальную жизнь, что довольно редко встречается в картинах в стиле барокко.
Изображение выполнено зеркально относительно прототипа. Внизу слева указано имя автора полотна – Карло Чиньяни, а также имя автора рисунка для гравюры – Джордж Фарингтон. В середине расположен адрес лондонского издателя Джона Бойделла (John Boydell) и дата публикации – 1 ноября 1775 года. Под ним герб графа Орфорда (Earl of Orford), владельца уникальной коллекции в Хоутон-Холле (Houghton Hall), где среди прочих шедевров находилась и картина «Пастух и пастушка». Справа внизу стоит имя гравёра: Мишель . Полотно находилось в коллекции премьер-министра Англии Роберта Уолпола (1676-1745). В 1779 году императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Боуделла.
Состояние: Плотная бумага верже. Характерный след печатной платы по всему периметру. Фоксинг отсутствует. Яркий оттиск. В целом хорошее коллекционное состояние.
Полотно “Пастух и пастушка” находилось в коллекции премьер-министра Англии Роберта Уолпола (1676-1745). Английский вариант названия “Shepherd and Shepherdesst” или, как в представленной гравюре – “A nymph and shepherd“. Сейчас полотно находится в собрании Государственного Эрмитажа. Инвентарный номер: ГЭ-7009 (Поступление: в 1932 г. Передано из всесоюзного объединения “Антиквариат”. Происходит из собрания Павловского дворца-музея).
Ещё один экземпляр гравюры хранится в Государственном Эрмитаже (инвентарный номер ОГ-129995); Гарвардском Музее Искусств (Harvard Art Museums, 32 Quincy Street Cambridge) под регистрационным номером R2645; Художественной галерее Крайстчерча (Christchurch Art Gallery Te Puna o Waiwhetu, New Zealand) под регистрационным номером 73/07; в Метрополитен-музее (The Metropolitan Museum of Art) — в одном из крупнейших и третьем по посещаемости художественном музее мира (The Metropolitan Museum of Art, 1000 Fifth Avenue, New York). Гравюра находится под регистрационным номером: 24.63.1371.
Всего в собрании Государственного Эрмитажа находится 54 гравюры работы Жана-Батиста Мишеля
Карло Чиньяни (Carlo Cignani, 1628-1719) – известный итальянский живописец, представитель болонской школы, граф. Во всех своих произведениях Чиньяни является отличным рисовальщиком и приятным колористом, находчивым в композиции, но способным к передаче только внешней красоты и жизни, пленяющим только взоры зрителя, но не возбуждающим в нём глубокого чувства. Особенно привлекательными выходили у художника фигуры молодых женщин и детей. Чиньяни учился у Франческо Альбани, который, в свою очередь, учился у Карраччи и сам стал великим учителем, оказав влияние не только на Чиньяни, но и на других, включая Андреа Сакки и Франческо Ваккаро. Общность между всеми этими художниками заключалась в использовании светотени и цвета вместе с изобретательной композицией, избегая чрезмерно мрачного и часто унылого тенебризма, который привнес Караваджо и его реализм. Всего в собрании Государственного Эрмитажа находится три картины работы Карло Чиньяни и шесть гравюр с его картин.
Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон создал вместе со своим братом много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.
Джон Бойделл (1719-1804) был, несомненно, одним из самых замечательных людей британского мира искусства XVIII векеa. Рожденный в бедной семье, он начал свою карьеру как гравер книжных иллюстраций. В то время Англия была не самым примечательным местом с точки зрения изобразительного искусства (особенно гравюр), и Бойделл попытался воспользоваться ситуацией, начав новую для себя деятельность в качестве издателя. Скромные эксперименты в 1760-х годах привели к быстрому успеху, а в середине 1770-х годов была опубликована его Liber Veritas с гравюрами Ричарда Эрлом с рисунков Клода из Королевской Коллекции. Это дорогостоящее мероприятие принесло Англию славу и стало огромным финансовым успехом для Бойделла.