…
Крестьянин, играющий на лютне, находится в центре этой жанровой сцены в таверне. Он сосредоточенно сгорбился, настраивая струны, поставив одну ногу на плиту для поддержки, а другую вытянув, продолжая диагональную линию, образованную грифом инструмента. Слева пожилая женщина держит ноты, ее рот приоткрыт, как будто она готова петь. На столе лежат два сборника песен — один с надписью «BASO» для партии баса; неясно, является ли мужчина, заглядывающий через плечо женщины, басовой частью музыкального трио или просто любопытной публикой. Также на столе стоят кувшин и один наполненный бокал, возможно, напиток для лютниста. Маленькая сова наблюдает из окна. Это достаточно натуралистично, но, скорее всего, это символический прием, возможно, указывающий на греховность. Еще одна загадочная деталь — скручивающийся лист бумаги, прикрепленный над очагом, на котором изображен набросок портрета натурщика, чей профиль очень похож на профиль человека, стоящего внизу под листом.
Прототипом представленной работы является написанная примерно в 1635 году миниатюрная картина (29×36) Давида Тенирса Младшего «Peasants Making Music in an Inn» (Крестьяне, музицирующие в трактире), в любом случае она выполнена в его стиле середины 1630-х годов. Тем не менее, на прототипе в некоторых областях демонстрируется нехарактерная слабость обработки и он может быть создан менее крупным художником, работавшим в студии Тенирса, или, возможно, копией мастера с утраченного оригинала. Прототип находится в собрании Лондонской национальной галереи (The National Gallery, Trafalgar Square, London) под инвентарным номером NG154.
Под изображением слева: “Tenier Pinx.” – имя художника композиции Давида Тенирса Младшего. Справа внизу находится подпись гравера: “Pither Fecel.” – Уильямa Петерa Внизу в центре находится английское название “The Musical Boors“, под ним имя и адрес лондонского издателя “H. Bryen, N12 Stephen Street Tottenham Court Road“. Размер гравюры соответствует размеру прототипа.
Состояние: Плотная бумага верже. Фоксинг отсутствует. Яркий оттиск. Хорошая коллекционная сохранность. Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Известный экземпляр гравюры находится в собрании Гарвардского художественного музея (Harvard Art Museums) под инвентарным номером R2784.
Библиография: Georg Kaspar Nagler. “Neues allgemeines Künstler-Lexicon oder Nachrichten von dem Leben und den …” 1847 г., стр. 221
Давид Тенирс Младший (David Teniers, 1610-1690) — один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком.
Уильям Петер (William Pether; ок. 1739 – 1821) был художником и в первую очередь английским гравером меццо-тинто, но также расписывал фарфор, писал маслом и рисовал пастелью. Уильям Петер родился в Лондоне в 1739 году и был учеником портретиста и гравера меццо-тинто Томаса Фрая (Thomas Frye), с которым вступил в товарищество в 1761 году. Петер был членом Объединенного общества художников и участвовал в выставках картин, миниатюр и гравюр с 1764 по 1777 год. Он также время от времени участвовал в выставках Свободного общества и Королевской академии (Free Society and the Royal Academy). У Петера было много учеников, в том числе Генри Эдридж (Henry Edridge) и Эдвард Дейс (Edward Dayes). Он часто переезжал из Лондона в провинцию и обратно. В начале XIX века Петер поселился в Бристоле, где зарабатывал на жизнь мастером рисования и реставратором картин. В собрании Государственного Эрмитажа находятся две гравюры работы Уильяма Петера.
Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне. Никакой другой способ печати, известный в XVIII веке, не мог сравниться с техникой меццо-тинто по своей трудоемкости. Над подготовкой печатной формы для одной гравюры мастер работал около полугода. Медная доска в результате длительной обработки специальным гравировальным инструментом, так называемой качалкой, приобретала шероховатую поверхность, которая при печати давала глубокие бархатисто-черные тени. Участки доски, которые должны были передать светлые тона, мастер тщательно отполировывал: при печати они меньше соприкасались с бумагой и лишь слегка тонировали ее. Таким образом, художники добивались необходимых светотеневых градаций. Техника меццо-тинто позволяла получить сравнительно небольшое число хороших, насыщенных и ярких оттисков – обычно около тридцати.