…
Картина, послужившая прототипом для гравюры (немецкое название “Der Mennonitenprediger Anslo und seine Frau”) находится в собрании Берлинских музеев (Berlin, Gemäldegalerie (Staatliche Museen zu Berlin) под инвентарным номером 828 L. В международном искусствоведческом сообществе она также известна как “Regnier Hansloe, an Anabaptist Minister, and His Wife“, “Cornelis Claesz Anslo and His Wife Aeltje Gerritsdr Schouten” и “Меннонитский пастор Корнелис Ансло и его жена”.
Гравюра выполнена зеркально относительно прототипа. Первое состояние из двух, «до текста».
Внизу слева указан автор оригинала – Rembrandt, Pinxit; в середине издатель и год – John Boydell excudit 1781; справа гравёр и автор рисунка Josiah Boydell delin-t & Sculpi. В центре – фамильный герб Сэра Лоуренса Дандаса (Sir Lawrence Dundas), в чьей коллекции находилась картина в то время. Под гербом надпись: “Published May 1st 1781, by John Boydell, Engraver in Cheapside, London”
Ещё один экземпляр гравюры (первое состояние из двух) хранится в Британском Музее под регистрационным номером 1902,1011.290. Второй экземпляр гравюры (второе состояние из двух) находится в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее (The Metropolitan Museum of Art) — в одном из крупнейших и третьем по посещаемости художественном музее мира. (The Metropolitan Museum of Art, 1000 Fifth Avenue, New York). Гравюра находится под регистрационным номером: 2012.494.7. Третий (второе состояние из двух) – в Гарвардском художественном музее (Harvard Art Museums) под регистрационным номером G49 1856.
Библиография: Christopher White, David Alexander, Ellen D’Oench Rembrandt in Eighteenth Century England. Ex. cat. Yale Center for British Art, Yale University, New Haven, CT, 1983, cat. no. 122, 33, pp. 62, 123-4.
Эрмитаж располагает обширной коллекцией графических и живописных произведений Рембрандта, но представленная гравюра в ней отсутствует. Есть только миниатюрная гравюра “Меннонитский проповедник Корнелис Ансло”, выполненная Уильямом Бейли (инвентарный номер ОГ-235338).
Джозайя Бойделл (Josiah Boydell, 1752-1817) – британский издатель и художник, главным достижением которого было создание “Шекспировской галереи Бойделла” вместе со своим дядей Джоном Бойделлом. Бойделл родился в Хавардене, Флинтшир. В 1766 году, в возрасте 14 лет, он переехал в Лондон, чтобы начать свое семилетнее ученичество у Джона Бойделла, также учился живописи у Бенджамина Уэста и гравюре меццо-тинто у Ричарда Эрлома. После завершения своего ученичества он продолжал тесно сотрудничать со своим дядей Джоном Бойделлом, делая некоторые гравюры самостоятельно и создавая рисуунки для других гравёров. Джозайя Бойделл также выставлялся в Королевской академии между 1772 и 1779 годами. Одной из его основных первых задач было нарисовать коллекцию картин сэра Роберта Уолпола в Хоутон-холле, Норфолк, до отправки картин Екатерине Великой в Россию. Бойделл работал над этим проектом с Джозефом и Джорджем Фарингтоном.
Джон Бойделл (1719-1804) был, несомненно, одним из самых замечательных людей британского мира искусства XVII векеa. Рожденный в бедной семье, он начал свою карьеру как гравер книжных иллюстраций. В то время Англия была не самым примечательным местом с точки зрения изобразительного искусства (особенно гравюр), и Бойделл попытался воспользоваться ситуацией, начав новую для себя деятельность в качестве издателя. Скромные эксперименты в 1760-х годах привели к быстрому успеху, а в середине 1770-х годов была опубликована его Liber Veritas с гравюрами Ричарда Эрлома с рисунков Клода из Королевской Коллекции. Это дорогостоящее мероприятие принесло Англию славу и стало огромным финансовым успехом для Бойделла.
Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне. Никакой другой способ печати, известный в XVIII веке, не мог сравниться с техникой меццо-тинто по своей трудоемкости. Над подготовкой печатной формы для одной гравюры мастер работал около полугода. Медная доска в результате длительной обработки специальным гравировальным инструментом, так называемой качалкой, приобретала шероховатую поверхность, которая при печати давала глубокие бархатисто-черные тени. Участки доски, которые должны были передать светлые тона, мастер тщательно отполировывал: при печати они меньше соприкасались с бумагой и лишь слегка тонировали ее. Таким образом, художники добивались необходимых светотеневых градаций. Техника меццо-тинто позволяла получить сравнительно небольшое число хороших, насыщенных и ярких оттисков – обычно около тридцати.