…
На гравюре изображены трое детей, один из которых стоит на столе и «проповедует», поддерживаемый отцом. Двое других на полу, рядом с кормилицей, внимание которой приковано к “проповеднику”. В правом верхнем углу разыгрывается любовная сцена. Овальная рамка вокруг основной композиции обрамлена растительной гирляндой. Под рамкой на фоне горностаевой мантии расположен (по обычаям того времени) герб владельца прототипа. Слева внизу – имя художника, в правом нижнем углу имя гравёра. В самом низу расоположено имя и адрес издателя. Подписи. Внизу слева: Peint par h. Fragonard. Внизу справа: et Grave par N. de Launay. Внизу в центре: LE PETIT PRÉDICATEUR / Grave d’après le Tableau de Fragonard / Par De Launay / A Paris, chez De Launay Rue et Porte St. Jacques No. 112
Фрагонар, вдохновленный семейной жизнью, написал серию полотен, посвященных семейным радостям. Николя де Лоне выгравировал полдюжины таких жанровых сцен, в том числе «Маленького проповедника». Он был задуман (Gazette de France, 27 December 1790) как пара с L’education fait tout (Образование – это все).
Гравюра как самостоятельное художественное произведение предполагает иерархическую напряженность между художниками и граверами в течение всего восемнадцатого века. Ответственное обещание гравёра следоватъ прототипу не является абсолютным. Николя де Лоне вносит несколько заметных изменений в сцену Фрагонара: он переопределяет внутреннее пространство, меняет акценты, в частности матерь на кормилицу, гравирует иные детали интерьера. Более того, он добавляет свою собственную уникальную визитную карточку в виде овальной рамы, украшенной дубовыми ветвями, лесными орехами и тыквой. Это обрамление было одним из многих уникальных рамок, добавленных де Лоне к гравюрам, которые он опубликовал по работам других художников.
Прототип – Национальная галерея искусств в Вашингтоне (National Gallery of Art; Accession Number 1991.217.18). Это лист 34.9 x 46.7 см., смешанная техника: бумага, коричневые чернила, кисть, карандаш.
Гравюра имеет историко-культурное, художественное значение, может представлять интерес для музейного собрания. Известный экземпляр: Национальная галерея искусств в Вашингтоне (National Gallery of Art; Accession Number 1942.9.2323); Метрополитен-музей (The Metropolitan Museum of Art, 1000 Fifth Avenue, New York) под регистрационным номером: 58.524.6; Лувр (до подписи; Former inventory number: ER 12741); Британский музей (Museum number 1871,0812.3727).
Второе состояние из двух (?).
Библиография: 1. Portalis, baron Roger and Henri Beraldi. Les graveurs du dix-huitieme siecle. 2 parts, 3 vols. each part. Paris, 1880. 2. Taylor, Sean J. “Pendants and Commercial Ploys: Formal and Informal Relationships in the Work of Nicolas Delaunay.” Zeitschrift für Kunstgeschicte 50, no 4(1987): 509-538.
Жан-Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard, 1732 -1806) – французский живописец, рисовальщик и гравер в стиле рококо. Был учеником Франсуа Буше и разработал свой, более концептуальный стиль живописи. В соответствии с преобладающим вкусом того времени, он целиком оставил историческую живопись и стал художником эротики и веселых удовольствий в стиле Антуана Ватто. Фрагонар, Буше и Ватто, являются тремя основными мастерами французского рококо. Картины Фрагонара были воспроизведены самыми известными граверами своего времени, кроме того, Фрагонар создал гравюры по своим произведениям и по работам Тинторетто, Джованни Ланфранко, Себастьяно Риччи, Аннибале Карраччи, Джованни Баттиста Тьеполо и других..
В Государственном Эрмитаже хранятся три картины кисти Фрагонара (самая известная – “Поцелуй украдкой”), четыре гравюры его собственной работы и десять гравюр с его картин других авторов.
Николя де Лоне (Nicolas de Launay или Delaunay, 1739-1792) – французский художник, гравер, член Королевской академии с 1679 года, а также член Королевской академии Копенгагена (Дания). В собрании Государственного Эрмитажа имеются пять гравюр работы Николя де Лоне.