…
“Утренний туалет” – старинная гравюра на меди музейного уровня
Происхождение оригинала: “Le Neglige” кисти Жана Батиста Симеона Шардена. Хранится в Национальной галерее в Стокгольме.
На гравюре изображена гардеробная в благородном доме. В середине комнаты стоит молодая хозяйка и украшает свою маленькую дочь лентой. На правой стороне – туалетный столик с зеркалом и другая утварь для утреннего туалета. На заднем плане справа находится угловой шкаф с ценными часами. Слева внизу – имя живописца Жана Симеона Шардена. Справа внизу стоит имя гравёра – Жак Филипп Ле Бас и дата 1741. Под французским названием “Le Neglige” расположено стихотворение и упоминание тогдашнего владельца картины графа Карла Густава Тессина (Tiré du Cabinet de Monsegneur le comte de Tessin). В нижней части парижский адрес издателя Le Bas с его званием придворного гравёра и королевской привилегией.
Ещё один экземпляр гравюры хранится в Национальной библиотеке Франции (Bibliothèque nationale de France), а также в Национальной Галерее Искусств (The National Gallery of Art and its Sculpture Garden are located on the National Mall between 3rd and 9th Streets along Constitution Avenue NW, Washington, DC.) под регистрационным номером 1942.9.2158.
Библиография: Les gravures françaises du XVIIIe siècle, ou Catalogue raisonné des estampes, pièces en couleur, au bistre et au lavis, de 1700 à 1800 / par Emmanuel Bocher, tome III, Jean-Baptiste-Siméon Chardin , 1876, n. 38
Жан Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Siméon Chardin, 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. В собрании Эрмитажа находится картина работы Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766 г.), она выполнена по заказу Екатерины II для строившегося в Петербурге здания Академии художеств. А также «Молитва перед обедом» (1744 г.).
Жак-Филипп Ле Ба или Леба (Jacques-Philippe Le Bas или Lebas, 1707–1783) – знаменитый французский гравер в стиле рококо. Ле Ба был учеником парижского гравера и иллюстратора Антуана Эриссе (Antoine Hérisset, 1685-1769), который был известен в то время своими архитектурными видами (Версальский дворец) и планами местности (Forêt de Fontainebleau). Ле Ба создавал гравюры, основанные на шедеврах мировой живописи, они были очень популярными и желанными предметами коллекционирования. Известно более 500 гравюр Ле Ба. Гравюрой «Проповедь Иоанна Крестителя» по картине Пьера Франческо Мола (1612–1666) он заявил о себе в образованном обществе французского рококо. Голландские художники эпохи барокко Николас (Клас) Питерс Берхем Старший, Филип Вауверман (1619–1668), Адриан ван Остаде (1610–1685) и подражатель Ваувермана, Карел ван Фаленс (1683–1733), изначально были предпочтительными мастерами, по которыхм Ле Ба совершенствовал свою технику гравирования. Но художником, по которому он предпочитал работать, был Давид Тенирс (1610–1690). Ле Ба знал, как перенести изобилие и тонкую работу кисти своей модели в технику гравюры, над которой он часто работал в технике сухой иглы. Ле Ба создал более 100 гравюр по Тенирсу; есть также более 30 гравюр по Клоду Жозефу Верне (1714–1789), художника, работавшего при дворе Людовика XV. Ле Ба был самым популярным и самым занятым французским гравером, но он также часто подписывал гравюры, сделанные учениками под его руководством. Спустя сто лет после Рембрандта ван Рейна (1606–1669) Ле Ба заново открыл технику сухой иглы и усовершенствовал ее. В 1771 году он стал членом Королевской академии (ныне Академия изящных искусств), а в 1782 году Людовик XVI присвоил ему звание королевского гравера. В собрании Государственного Эрмитажа находятся более 120 работ Жак-Филиппа Ле Ба.