…
Антикварная гравюра “Мадонна с благоговением” – предмет музейного уровня
Картина, послужившая прототипом для гравюры находится в собрании музея Старая пинакотека (Мюнхен), была приобретенной в 1818 году. Теперь она осторожно атрибутируется “в манере Корреджо”. Дева Мария с младенцем на руках в окружении ангелов взирает из облаков на двух святых. Слева Святой Иероним положил руку на открытую книгу с черепом, слева внизу фигура лежащего на земле льва.
Под изображением расположено название гравюры “LA MADONNA COL DIVOTO”, под ним посвящение Людвиу I Баварскому и ссылки на авторство: “Antonio Allegri detto il Correggio dip.”, “Pietro Bettelini inc. in Roma 1818”, “Luigi Bardi impresse” и “Mannheim presso Dom. Artaria 1819”. Внизу в центре – государственный герб Королевства Бавария
Ещё одна гравюра находится в Британском музее под регистрационным номером 1837,0408.666. Также известны несколько кэкземпляров: в старейшей, а также самой крупной художественной галерее Австралии – Национальной галерее Виктории (National Gallery of Victoria, Melbourne) под регистрационным номером 3022-3; в Музее Торвальдсена (Thorvaldsens Museum, Copenhagen) под регистрационным номером E361. Библиография: Le Bl. 4
В собрании Эрмитажа находится единственная картина Антонио да Корреджо в России – “Женский портрет”. Она представляет собой редкий пример портретного жанра в его наследии и относится к числу лучших картин итальянского собрания Эрмитажа. В музей она поступила из дворца Юсуповых на Мойке в 1925 году. В описи коллекции Юсуповых она впервые упоминается в 1839 году.
В Эрмитаже также есть только одна гравюра с картины Корреджо – “Амур Победитель или Omnia Vincit Amor” и четыре копии с его работ (одна из них была приобретена ещё Екатериной Великой).
Антонио да Корреджо (Antonio Allegri detto il Correggio,1489-1534) — знаменитый итальянский живописец периода Высокого Возрождения. Являлся последователем творчества Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Получил признание благодаря своим станковым композициям и монументальной живописи. Работы Корреджо заслуженно находятся в собраниях музеев миривого уровня, таких как Лувр, Эрмитаж и т.д.
Пьетро Беттелини (Pietro Bettelini, 1763-1829) — известный швейцарский гравер. Учился у Франческо Бартолоцци и Гаэтано Гандольфи, испытал также сильное влияние Рафаэло Моргена. Получил высокую оценку Торвальдсена, поручавшего Беттелини гравюры с ряда своих работ. К числу наиболее ценимых современниками гравюр Беттелини относились копии «Оплакивания» Андреа дель Сарто, «La Madonna col Divoto» Корреджо из Пинакотеки в Мюнхене, «Святого Иоанна» Доменикино, «Марии Магдалины» Бартоломео Скидоне, «Сивиллы Персидской» Гверчино, «Успение Марии» по Гвидо Рени, «Соломонова суда» Рафаэля.
Майкл Брайен, публикуя в 1816 г. свой «Словарь художников и граверов», писал в статье о Беттелини, что ради такого художника, чьи работы, несомненно, будут лишь возрастать в оценке, он готов нарушить правило о невключении в словарь здравствующих авторов. Литература: Ulrich Thieme, Felix Becker (Hrsg.): Allgemeines Lexikon der Bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker. Band 3: Bassano–Bickham. Wilhelm Engelmann, Leipzig 1909, S. 542. Allgemeines Künstlerlexikon. Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker (AKL). Band 10, Saur, München u. a. 1994, ISBN 3-598-22750-7, S. 247.