…
Прототипом представленной работы является написанная после 1724 года Франсуа Лемуаном картина “Купальщица“, одна из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа (Зимний дворец, зал 285) под инвентарным номером ГЭ-1222. (Комментарии: “Поступил в 1771 г. Собрание Екатерины II”; “Парная к картине “Юпитер и Ио”). Набросок для картины, представляющий из себя рисунок черным карандашом и белилами на серой бумаге, находится в Лувре (инвентарный номер №8680). Примечательно то, что решение о покупке той или иной картины принималось Екатериной Великой отчасти на основании предварительно полученных ею гравюр с картин.
Гравюра выполнена зеркально относительно прототипа.
Под изображением слева: “Peint par Fran. le Moyne.” – имя художника Франсуа Лемуана. Справа внизу находится имя гравера: “Gravé par Laur. Cars.” – Лорана Кара Внизу в центре находится четыре строки стихотворения на французском: “Mortel, fuiez loin de ces lieux / Iris a vôtre vüe étale ici ses charmes ; / Amour se cache, il tient ses armes ; / Craignez pour vôtre coeur le plaisir de vos yeux” (Смертный, беги прочь из этих мест / Ирис в твоем взгляде раскрывает здесь свои прелести; / любовь прячется, она держит свое оружие; / бойся за свое сердце удовольствия своих глаз).
Состояние: Плотная бумага кремового оттенка. Фоксинг отсутствует. Яркий оттиск. Хорошая коллекционная сохранность. Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Известный экземпляр: Метрополитен-музей, Манхэттен, Нью-Йорк, США (Metropolitan Museum of Art); инвентарный номер 25.78.103; Высшая Национальная школа изящных искусств, Париж (École nationale supérieure des beaux-arts) под инвентарным номером Est 10488. В Метрополитен-музее гравюра имеет фантазийное название “Iris at the Bath“, а в собрании Высшей Национальной школе изящных искусств – “Iris au bain (ou Les Baigneuses)“. Это связано с упоминанием Ирис в стихотворении под изображением.
Библиография: 1. Марсель Ру, Национальная библиотека, инвентаризация французского фонда (Marcel Roux, Bibliothèque nationale, Inventaire du fonds français): граверы XVIII века, том III : Биземон-Прунеле(граф де) – Карс (Лоран), Париж, 1934 г. [4° 4607 ° C], №119; стр. 492. 2. Abecedario… и другие неопубликованные заметки … о искусство и художники … / Пьер-Жан Мариетт. – Париж, 1851-1860. – 6 тыс. в-8. Обозначение: 01006 (III стр. 133). 3. Ангульвент (P-J), La Chalcographie du Louvre. Общая инвентаризация и поисковые таблицы. Париж, национальные музеи, 1926 г. (№1162)
Франсуа Лемуан (François Le Moine или Lemoyne; 1688-1737) — известный французский живописец и рисовальщик, академик Королевской академии живописи и скульптуры (с 1718; ассоциированный член с 1716); видный представитель искусства рококо, создатель композиций на мифологические сюжеты, наставник Франсуа Буше и Шарля-Жозефа Натуара. В 1701 году, в тринадцатилетнем возрасте, поступил в Королевскую академию художеств и стал учеником живописца Луи Галлоша. В академии Лемуан оставался до 1713 года. В 1711 году ему была присуждена Римская премия, однако из-за нехватки средств она так и не была выплачена. В 1722 познакомился с Франсуа Берже, оказавшим сильное влияние на его творчество. В 1723—1724 оба молодых художника совершили длительное учебное путешествие по Италии, посетив Рим, Болонью, Неаполь и Венецию. Большое впечатление на них произвели полотна Корреджо. Вернувшись в Париж, открыл свою мастерскую и вёл жизнь свободного художника. Среди его учеников — Франсуа Буше, Шарль-Жозеф Натуар, Донат Нонотт, Лоран Кар и Шарль-Мишель-Анж Шалль. В 1718 стал членом Королевской академии художеств, а с 1733 — её профессором. В 1733—1736 создал ряд произведений потолочной живописи для Версальского дворца (так называемый Салон Геркулеса). За эту работу ему было присвоено звание Первого придворного художника.
“Из произведений Лемуана особенного внимания заслуживает, кроме Версальского плафона, эскиз к плафону Королевского банка, а также роспись купола капеллы Богородицы в парижской церкви St. Sulpice. Кроме того, картины Л. находятся в музеях Лувра, Анжера, Безансона, Монпелье. В Эрмитаже Л. превосходно представлен картинами: «Аполлон преследует Дафну» (1725 г.), «Купальщица» (исполнена во время путешествия по Италии), «Посланцы Готфрида Бульонского на острове Армиды» (1735 г.) и копией с картины Корреджо «Ио и Юпитер». Кроме того, несколько картин мастера находятся в собрании князя Юсупова. См. жизнеописание, составленное Кэлюсом, в «Vie des premiers peintres du roi» и Paul Mantz «Francois Boucher, Lemoyne et Natoire», Paris, 1880“. (Александр Николаевич Бенуа “История живописи всех времён и народов”)
Лоран Кар (Laurent Cars, 1699–1771) — французский гравёр и издатель, академик Королевской академии живописи и скульптуры (с 1733; ассоциированный член с 1729). Представитель известной творческой династии Кар, один из лучших мастеров гравюры первой половины XVIII века, известный как участник создания «Сборника Жюльена» и учитель известного портретиста Жан-Батиста Перроно.