…
Старинная гравюра с известной картины Пьетро да Кортона “Явление Христа Марии Магдалине“
Происхождение оригинала: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. В государственном Эрмитаже с 1779 года. Инвентарный номер: ГЭ-166
Внизу слева указан автор оригинала — Пьетро да Кортона, а также автор рисунка — Фаррингтон (G. Farington). В середине расположен адрес лондонского издателя Джона Бойделла (John Boydell) и год издания – 1781. Под ним герб графа Орфорда (Earl of Orford), в то время владельца уникальной коллекции в Хоутон-Холле (Houghton Hall), где среди прочих шедевров находилась и картина «Явление Христа Марии Магдалине». Справа внизу стоит имя гравёра: Murphy.
Ещё два экземпляра гравюры хранятся в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско (Fine Arts Museums of San Francisco) под номером 1963.30.13453 и в Бруклинском музее (Brooklyn Museum, Brooklyn, New York)
Полотно находилось в коллекции премьер-министра Англии Роберта Уолпола (1676-1745). В 1779 году императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге.
Справка: Пьетро да Кортона (Pietro da Cartona) — прозвище, настоящая фамилия Берреттини (Pietro Berrettini da С., 1596—1669). Известный итальянский художник. Его работы встречаются почти во всех галереях Европы. В Эрмитаже их пять: «Св. Семейство», «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», «Мучение св. Стефана» и два «Видения св. Франциска».
Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон создал вместе со своим братом много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.
Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.