…
Старинная гравюра с картины Джервеса “Собаки и натюрморт” из собрания Эрмитажа
Происхождение прототипа: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. В Государственном Эрмитаже с 1779 года. Инвентарный номер: ГЭ-635.
Полотно, написанное около 1730 года, было приобретено для коллекции премьер-министра Англии Роберта Уолпола (1676-1745). В 1779 г. императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке картин из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Боуделла.
Внизу слева указан автор прототипа — Jervase, а также автор рисунка — Фарингтон (Farington). В середине расположен герб графа Орфорда (Earl of Orford) с девизом: “Fari quae sentiat“, в то время владельца уникальной коллекции в Хоутон-Холле, где среди прочих шедевров находилась и картина “Собаки и натюрморт”. Справа внизу стоит имя гравёра: Canot. Под гербом: Published March 2d, 1778, by John Boydell, engraver in Cheapside.
Вполне возможно мы имеем дело с гравюрой под номером XXXVIII из “Собрания гравюр, выгравированных по самым замечательным картинам из собрания Ее Императорского Величества Императрицы Российской. Дж. Бойделл, 1788, т. 1.” (A Set of Prints Engraved After the Most Capital Paintings in the Collection of Her Imperial Majesty, the Empress of Russia. London: J. & J. Boydell, 1788, v. 1.)
Хорошая коллекционная сохранность. Яркий оттиск. Представляет интерес для музеев и частных коллекций. Известные экземпляры находятся в собраниях: Библиотеки Йельского университета (Yale University, Lewis Walpole Library, инв. номер (Call Number): 778.03.02.01+); Британского Музея (инв. номер 1978,U.717); Метрополитен-музея, Манхэттен, Нью-Йорк, США (Metropolitan Museum of Art; инв. номер (Accession Number): 62.602.712).
Библиография: 1. Charles Le Blanc Manuel de l’amateur d’estampes: contenant le dictionnaire des graveurs de toutes les nations. 4 vols., Paris, 1854-1888, cat. no. 19, p. 578. 2. Gregory Rubinstein “Richard Earlom (1743-1822) and Boydell’s Houghton Gallery.” in Print Quarterly. vol. 8, no. 1, 1991, Houghton Gallery, vol. I, no. 37, p. 24.
Чарлз Джервес (Charles Jarvis, 1675-1739) – английский художник родом из Ирландии. Учился у Кнеллера, провел несколько лет в Италии. С 1723 года придворный художник короля Георга II. Джервес известен также как литератор, перевел на английский язык «Дон Кихота» Сервантеса. В собрании Государственного Эрмитажа находятся две картины работы Чарлза Джервеса.
Пьер-Чарльз Кано (Pierre Charles Canot, 1710-1777) – известный французский гравер, большую часть своей жизни провел в Англии. Кано родился во Франции в 1710 году, а в 1740 году переехал в Англию, где прожил всю оставшуюся жизнь. Кано был избран помощником гравера Королевской академии в 1770 году. Он выгравировал большое количество пейзажей, морских видов и других сюжетов по живописным полотнам таких художников, как Ян ван Гойен (Jan van Goyen), Лоррейн (Lorrain) и Жан Пиллеме (Jean Pillement). В собрании Государственного Эрмитажа находятся шесть гравюр работы Пьер-Чарльза Кано.
Джозеф Фарингтон (Joseph Farington, 1747-1821) – английский художник. С 1773 года в течение трёх лет работал вместе со своим младшим братом и учеником Джорджем Фарингтоном в создании рисунков картин из коллекции графа Орфорда (Earl of Orford) в Хоутон-Холле.
Джон Бойделл (1719-1804) был, несомненно, одним из самых замечательных людей британского мира искусства XVIII векеa. Рожденный в бедной семье, он начал свою карьеру как гравер книжных иллюстраций. В то время Англия была не самым примечательным местом с точки зрения изобразительного искусства (особенно гравюр), и Бойделл попытался воспользоваться ситуацией, начав новую для себя деятельность в качестве издателя. Скромные эксперименты в 1760-х годах привели к быстрому успеху, а в середине 1770-х годов была опубликована его Liber Veritas с гравюрами Ричарда Эрлом с рисунков Клода из Королевской Коллекции. Это дорогостоящее мероприятие принесло Англию славу и стало огромным финансовым успехом для Бойделла.