…
Старинная оригинальная гравюра “Портрет сэра Томаса Чалонера”
Портрет сэра Томаса Чалонера (Sir Thomas Chaloner, 1595-1660) в придворном одеянии с мечом с левой стороны. Внизу слева стоит имя автора оригинального полотна – Антониса ван Дейка, под ним имя автора рисунка для гравюры – Джорджа Фарингтона (George Farington, 1752-1788). Внизу справа стоит имя гравера Ричарда Ирлома (Richard Earlom, 1743-1822). В нижней центральной частью под названием указаны размеры гравюры и расположен герб семьи Уолпол. В нижней части находится адрес лондонского издателя – Джона Бойделла (1719-1804) и дата – 2 марта 1778 года.
Ещё несколько известных экземпляров гравюры хранятся в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum, London) под регистрационным номером E.331-1959, Музее Эуст-Агдер (Aust-Agder Мuseum, Норвегия) и в Британском музее (British Museum, Great Russell Street, London WC1B 3DG, United Kingdom) под регистрационным номером 1838,0420.202
Происхождение оригинала: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. В государственном Эрмитаже с 1779 года. Инвентарный номер:ГЭ-551. Полотно находилось в коллекции премьер-министра Англии Роберта Уолпола (1676-1745). В 1779 году императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Бойделла.
Музейная сохранность.
Библиография:
1. Victoria and Albert Museum Department of Prints and Drawings and Department of Paintings, Accessions 1959 . London: HMSO, 1964.
2. Smith, John Chaloner. British Mezzotinto Portraits. London: Henry Sotheran & Co., 1883.
3. Wessely, Joseph Edward. Richard Earlom. Hamburg: Haendcke & Lehmkuhl, 1886. 1 p.l., viii, 94 p.
4. O’Donoghue, Freeman. British Museum: Catalogue of Engraved British Portraits. London: Printed by order of the Trustees, 1908-25.
Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон создал много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.
Сэр Томас Чалонер – незаурядная личность в истории Англии. Активный противник королевской власти, член так называемого “Долгого парламента”, он в 1648 году стал одним из тех судей, кто поставил свою подпись под смертным приговором Карлу I. После реставрации дома Стюартов Чалонер был выслан из Англии и окончил свои дни в Голландии. “Портрет сэра Томаса Чалонера” – одна из последних работ ван Дейка, выполненных в конце 1630-х гг., и без сомнения одна из самых лучших.