…
Старинная гравюра с известной картины “Блудный сын” – музейный экземпляр
Происхождение прототипа: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. В государственном Эрмитаже с 1779 года. Инвентарный номер: ГЭ-34 (Италия, первая половина 1650-х гг.). Всего в собрании Эрмитажа находится семь полотен Сальватора Розы. Картина находилась в коллекции премьер-министра Англии Роберта Уолпола (1676-1745). В 1779 году императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Бойделла.
Слева внизу указано имя художника – Сальватор Роза, под ним – имя рисовальщика, создавшего рисунок для гравюры – Richard Earlom. Срава внизу указано имя гравера – Жан Батист Мишель (Jean Baptiste Michel). В середине расположен адрес лондонского издателя Джона Бойделла (John Boydell) и дата публикации – 25 марта 1775 года. Под ним герб графа Орфорда (Earl of Orford), владельца уникальной коллекции в Хоутон-Холле (Houghton Hall), где среди прочих шедевров находилась и картина «Блудный сын».
Известные экземпляры: Метрополитен-музей, Манхэттен, Нью-Йорк, США (Metropolitan Museum of Art); инвентарный номер 62.602.353; Британский Музей (British Museum; museum number: 1859,0514.251). Ещё одна гравюра с картины находится в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее (The Metropolitan Museum of Art) — в одном из крупнейших и третьем по посещаемости художественном музее мира. (The Metropolitan Museum of Art, 1000 Fifth Avenue, New York). Гравюра находится в музее с 1925 года. Несмотря на то, что гравюра была выполнена также издательским домом Джона Боуделла французским гравёром Симоном Равене (Simon Ravenet, 1706–1774) и атрибутируется музеем как отпечетанная в 1781 году, её отличает довольно примитивное исполнение и, самое интересное – зеркальное отображение относительно оригинала.
Библиография: 1. Le Blanc 1854-89 / Manuel de l’Amateur d’Estampes 1550-1820 (7); 2. Rubinstein 1991 / Richard Earlom (1743-1822) and Boydell’s Houghton Gallery (I.8)
В живописи XVII столетия были очень распространены сюжеты покаяния. Чаще других обращались к притче о блудном сыне (Евангелие от Луки, 15, 11-19), в которой рассказывается о юноше, покинувшем отчий дом. Он промотал свое состояние и, испытав множество невзгод, раскаялся и вернулся к отцу. В полотне Сальватора Розы блудный сын предстает в образе пастуха из Южной Италии. Крепкое тело и мускулистые ноги – свидетельство привычки к долгим переходам и жизни под открытым небом. Козы, овцы, кабан, бык – доверенное ему стадо – показаны с великолепным знанием повадок животных и строения их тела. В этом отношении картина итальянского мастера не уступает работам голландцев, прославленных анималистов. Однако полотно Розы не носит жанрового характера. Глубокое волнение, охватившее молодого пастуха, передано правдиво, без всякой аффектации. За бытовой обыденностью раскрывается драма человеческой души.
Жан-Батист Мишель (Jean Baptiste Michel, 1748-1804) – французский гравер, родившийся в Париже, работавший также в Лондоне; специализировался на портретах. Всего в собрании Государственного Эрмитажа находится 54 гравюры работы Жана-Батиста Мишеля.
Джон Бойделл (1719-1804) был, несомненно, одним из самых замечательных людей британского мира искусства XVII векеa. Рожденный в бедной семье, он начал свою карьеру как гравер книжных иллюстраций. В то время Англия была не самым примечательным местом с точки зрения изобразительного искусства (особенно гравюр), и Бойделл попытался воспользоваться ситуацией, начав новую для себя деятельность в качестве издателя. Скромные эксперименты в 1760-х годах привели к быстрому успеху, а в середине 1770-х годов была опубликована его Liber Veritas с гравюрами Ричарда Эрлом с рисунков Клода из Королевской Коллекции. Это дорогостоящее мероприятие принесло Англию славу и стало огромным финансовым успехом для Бойделла. Некоторые из лучших гравюр в истории британского искусства относятся к серии Бойделла, созданных по произведениям из коллекции графа Орфорда. Начиная с 1781 года Бойделл поручил лучшим мастерам Англии выгравировать картины мастеров эпохи Возрождения из его уникальной коллекции в Хоутон-Холле. В общей сложности к 1788 году были созданы сто двадцать восемь гравюр. Эта оригинальная гравюра является одной из них.