…
Комплект из двух старинных литографий “Шапка первого наряда царя Михаила Федоровича” и “Держава Мономахова”
Редкие предметы музейного уровня. Не имеют рыночной (аукционной) истории. Известный экземпляр литографии “Шапка первого наряда царя Михаила Федоровича, называемая Астраханскою” находится в собрании Государственного Исторического Музея (Номер ГИМ: ГИМ 95172/2384″, там же “Держава Мономахова” (Номер ГИМ: ГИМ 95172/2399, Инвентарный номер И XI 31/21).
Научный труд “Древности россiйскаго государства” состоял из пяти основных альбомов и дополнений. Подготовка издания началась в 1830 году по предписанию президента Академии художеств А. Н. Оленина и по высочайшему повелению императора Николая I. Художник Ф. Г. Солнцев (1801—1892) сделал несколько тысяч акварелей старинных вещей, имеющих значение для истории России. Непосредственно выпуск происходил в Москве поэтапно, в течение 1849—1853 годов.
Библиография: 1. Собко М. П. Ф. Г. Солнцев и его художественно-археологическая деятельность. Вестник изящных искусств. 1883. Т. I. Вып. III; 2. The Paul M. Fekula collection. A catalogue. Vol.I. New York city, 1988, № 6194.
Шапка Астраханская, Корона (Шапка) Первого Наряда — драгоценный венец, сделанный под руководством Ефима Телепнёва, дьяка кремлевской Оружейной палаты в 1627 году для царя Михаила Федоровича. Она была главным украшением парадного царского одеяния — «Большого», или «Первого» Наряда. Корона эта сделана по образцу Шапки Мономаха, однако имеет западноевропейский, ренесансный декор. Потому-то она называлась в описаниях «шапкой фрясской» (фряжской, то есть на западный манер). Она никогда не использовалась для коронаций монархов. С момента организации Петром I постоянного собрания Оружейной палаты в 1703 году корона постоянно находится в её составе.
Мономахова держава или Держава Большого наряда – Держава царя Михаила Федоровича — древнейшая царская держава, хранящаяся в собрании Оружейной палаты Московского кремля (инв. Р-15). Это самая древняя сохранившаяся русская держава. Она является парной к скипетру, вместе с которым входил в парадное царское одеяние — «Большого», или Первого Наряда. По легенде, возникшей в первой половине XVIII столетия, держава, как и скипетр, была ниспослана в XI столетии Владимиру Мономаху вместе с венцом и другими реликвиями. Оттуда и распространено её дореволюционное название — «Мономахова».
Фёдор Григорьевич Солнцев (1801—1892) — художник, архитектор и историк, академик и профессор Императорской Академии художеств, специалист по художественной археологии, руководитель издания «Древности Российского государства». Заведовал художественным оформлением Большого Кремлёвского дворца. В 1830 году по высочайшему повелению и поручению члена Государственного совета Алексея Оленина направлен в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства», задуманного Олениным и осуществлённого после его смерти императором Николаем I тиражом 600 экземпляров. В 1836 году за картину «Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием» Фёдор Солнцев удостоен звания академика. Помимо этого, Солнцев принимал участие в росписи и реставрации многих храмов. В 1836—1849 годах вместе с архитектором Петром Герасимовым восстановил Теремной дворец в Московском Кремле. В 1876 году в честь 50-летия его деятельности возведён в звание профессора.