…
Антикварная гравюра “Диспут отцов церкви о вере” (Диспут о Чуде Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии)
Происхождение прототипа: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. В государственном Эрмитаже с 1779 года.
На гравюре изображены шесть бородатых церковных учителей, которые читая фолианты и свитки и обсуждают Чудо Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Над шестью богослововами в сопровождении двух ангелов в покорной позе на облаках сидит Божья Матерь в созерцании Божественного света. Внизу слева указано имя автора полотна – Гвидо Рени а также имя автора рисунка для гравюры – Джордж Фарингтон. В середине расположен адрес лондонского издателя Джона Бойделла (John Boydell) и дата публикации – 1 сентября 1785 года. Под ним герб графа Орфорда (Earl of Orford), владельца уникальной коллекции в Хоутон-Холле (Houghton Hall), где среди прочих шедевров находилась и картина «Диспут отцов церкви о вере». Справа внизу стоит имя гравёра: Уильям Шарп. Полотно находилось в коллекции премьер-министра Англии Роберта Уолпола (1676-1745). В 1779 году императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Боуделла.
Ещё один экземпляр гравюры хранится в Галерее Искусств Альбригта Кноха (Albright-Knox Art Gallery, Buffalo, New York) с 1891 года, а также в Гарвардском Музее Искусств (Harvard Art Museums, 32 Quincy Street Cambridge) с 1857 года и третий экземпляр гравюры в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее (The Metropolitan Museum of Art) — в одном из крупнейших и третьем по посещаемости художественном музее мира. (The Metropolitan Museum of Art, 1000 Fifth Avenue, New York). Гравюра находится под регистрационным номером: 24.63.1832
В Императорском Эрмитаже имеется 11 картин Гвидо Рени, из которых лучшими могут считаться: “Поклонение пастырей” (№ 182), “Поклонение волхвов” (№ 183), “Св. Семейство на пути в Египет” (№ 184), “Петр” (№ 186), “Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии” (№ 187), “Св. Иероним” (№ 188), “Похищение Европы” (№ 189) и “Юность Богоматери” (№ 191). Р. известен также как гравер; им были исполнены, между прочим, эстампы “Богоматерь с Младенцем”, по собственной картине, и “Св. Семейство”, с картины Ан. Карраччи. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона)
Гвидо Рени (Guido Reni, 1575-1642; также известен как Ле Гвиде (le Guide) – итальянский живописец, мастер барокко. Рени был выпускником Болонской академии художеств. Непосредственно учился у Аннибале Карраччи, был как и он поклонником античности и Рафаэля. Работы раннего периода (до 1600 года) демонстрируют большую зависимость от стиля учителя. После переезда в Рим Рени помогает А. Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, изучает живопись Караваджо в церквях города. После смерти учителя (1609) Рени становится фактически главой классицистической живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.
Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон вместе со своим братом создал много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.
Уильям Шарп (William Sharp, 1749-1824) – известный английский гравер и художник, почетный член Императорской академии в Вене и Королевской Академии в Мюнхене .