Аллегория Мира. 1810г. Гравюра со скульптуры по заказу Румянцева

Аллегория Мира. 1810г. Гравюра со скульптуры по заказу Румянцева
Продано

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1810
Художник: (скульптор) Антонио Канова, автор рисунка - Джованни Тогноли (Giovanni Tognoli, 1786-1832)
Гравёр: Пьетро Фонтана
Техника: гравюра на меди
Размер листа (см): 40.0x58,5
Оригинальное название: PACE. ALLA MAESTA' DI ALESSANDRO PRIMO IMPERATORE DI TUTTE LE RUSSIE
Язык: итальянский
Категории: , .

Гравюра со скульптуры Кановы по заказу графа Румянцева

Канова изобразил Мир в образе крылатой богини, попирающей змею. Левой рукой она опирается на жезл, а правой облокачивается на колонну, где высечены названия и даты мирных договоров: Абоского в 1743 г., Кючук-Кайнарджийского в 1774 г. и Фридрихсгамского в 1809 г. (PAX ABO MDCCXLIII, PAX CAINASDGY MDCCLXXIIII, FREDERICHSHAM MDCCCIX) . Благородство и спокойствие выражены в уверенной позе богини, безмятежных чертах лица, плавно струящихся складках драпировки. Русский поэт и переводчик Н. И. Гнедич восторженно писал: «Прелестное создание! Существо, блистающее юностью, жизнью и красотою! Неужели рука, вооруженная молотом и железом, произвела тебя? Ты светло, как мысль, легко, как видение… Камень тает под резцом Кановы».

Под изображением внизу слева указано имя автора скульптуры Антонио Кановa (Ant. Canova inv. e scolpi), в середине имя автора рисунка для гравюры – Джованни Тогноли (G. Tognoli dis.), слева имя гравёра Пьетро Фонтана (Pietro Fontana inc.). В легенде: посвящение гравюры Императору Александру I (ALLA MAESTA’ DI ALESSANDRO PRIMO IMPERATORE DI TUTTE LE RUSSIE); герб Российской империи; масштаб; Ant. Canova D. D. D.; Материал и заказчик (Statua in marmo commessa da S.E. il Sig. Conte di Romanzow Cancelliere dell’ Impero &C. &C)

Граф Николай Петрович Румянцев заказал скульптуру аллегории Мира (но не Победы, что было распространено в то время) у Антонио Кановы в 1808 году. Скульптор отнесся к заказу с большой серьезностью и уважением. В одном из своих писем Канова подчеркивал, что задумал изваять богиню Мира, с которой сможет соперничать только статуя Венеры во Флоренции. Канова сделал гипсовые модели и заказал гравюру, которая была отправлена графу для ознакомления. Сама скульптура из белого мрамора была окончена в августе 1814 года.
Через три года шедевр был доставлен из Рима в Петербург в румянцевский особняк на Английской набережной 44. Восторги современников звучали в прессе. В журнале «Сыны Отечества» писатель и искусствовед Николай Гнедич делился своими впечатлениями: «Я видел статую несколько раз, но все еще мало, чтобы смотреть на нее с хладнокровием…». Журнал «Отечественные записки» писал: «Богиня, попирая змею ногою, в правой руке, которую она легко отклоняет на колонну, держит оливковую ветвь, а левой – жезл и древний скипетр – принадлежность богов Олимпийских. На колонне изображены годы мира. Фигура статуи вышиною в 2 аршина и 8 вершков. Она сделана вся из одного куска превосходного мрамора».
После смерти Румянцева она экспонировалась в музее, основанном по его завещанию в  петербургском особняке на Английской набережной. Позднее румянцевское собрание было перемещено в Москву и разместилось в «Пашковом доме» рядом с Кремлем. Образованный таким образом «Румянцевский музей» в 1913 году получил титул Императорского и стал главным музеем Москвы. В 1927 году его расформировали, а скульптуру по непонятным причинам в 1953 г. передали в Киевский музей западного и восточного искусства (теперь “Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко”), в вестибюле которого она находится по настоящий момент.

Ещё одна гравюра находится коллекции национального фонда Италии (Collezione del Fondo Nazionale) под регистрационным номером FN29121.

Антонио Канова (Antonio Canova, 1757-1822) — всемирно известный итальянский художник и скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре. Творения Канова и по сей день считаются высочайшими достижениями художественного творчества Европы конца XVIII – начала XIX веков. Эрмитаж, обладает крупнейшим в мире собранием мраморных статуй Антонио Кановы, но не располагает его графическими и живописными произведениями.

Пьетро Фонтана (Pietro Fontana, 1762-1837) – известный итальянский гравер. Фонтана работал в Риме и специализировался на предметах, имеющих отношение к Ватикану, был членом Академии ди Сан-Лука. Фонтана начал свою карьеру в качестве ученика Раффаэлло Моргена (Raffaello Morghen) и получил особую известность благодаря своей полной серии гравюр скульптур Кановы.

Граф Николай Петрович Румянцев (Румянцов) (1754-1826) — русский государственный деятель, в годы Наполеоновских войн занимавший пост министра иностранных дел. В 1809 году был возведён в чин Государственного канцлера. Граф являлся представителем трех поколений дипломатов Румянцевых, следовавших девизу своего родового герба «Не только оружием». Известен также как меценат, коллекционер, основатель Румянцевского музея, покровитель первого русского кругосветного плавания. Почётный член Императорской Российской академии (1819).