Мадонна с рыбой. 1822г. Рафаэль/Буше-Денуайе. Старинная гравюра

Мадонна с рыбой. 1822г. Рафаэль/Буше-Денуайе. Старинная гравюра
Мадонна с рыбой. 1822г. Рафаэль/Буше-Денуайе. Старинная гравюра

140 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1822
Художник: (инвентор) Рафаэль Санти (Рафаэлло Санти), 1483-1520; автор рисунка для гравюры: Огюст Гаспар Луи Буше-Денуайе
Гравёр: Огюст Гаспар Луи Буше-Денуайе (Auguste Gaspard Louis Boucher-Desnoyers, 1779-1857)
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), веленевая бумага
Страна: Франция
Город: Париж
Издательство: (печать) Durand et Sauvé
Размер изображения (см): 46,1 x 33,5
Размер листа (см): 54,2 x 38,1
Оригинальное название: LA VIERGE AU POISSON
Язык: французский
Категории: , .

Прототипом представленной гравюры является картина “Мадонна с рыбой” кисти Рафаэля. В настоящее время находится в Национальном музее Прадо в Мадриде (Museo Nacional del Prado; Catalog Museo del Prado, 1872-1907, 365). Мария восседает на троне с Иисусом на коленях. На одной стороне изображен святой Иероним, преклонивший колени перед Львом; он держит книгу. На другой стороне архангел Рафаил представляет у подножия трона юного Товия, которого он ранее привел к реке Тигр, и который несет чудесную рыбу, сердце, печень и желчь которой должны были вернуть зрение его отцу и изгнать демонов из его невесты. Считается, что картина была написана около 1512-1514 годов в ознаменование введения Книги Товита в канонические книги Римско-католической церкви. Святой Иероним перевел Книгу Товита на латынь, что объясняет его присутствие справа от Марии. До начала XIX века картина Рафаэля “Мадонна с рыбой”, послужившая образцом для настоящей гравюры, лишь изредка становилась предметом искусствоведческих исследований и художественных дебатов. Только после того, как она была привезена из Испании в Париж из коллекции Филиппа IV в 1813 году и восстановлена ​​там Фереолом Бонмезоном (Féréol Bonnemaison), уровень осведомленности о картине повысился, а вместе с ним и интерес к печатной графике по её мотивам. Одна из лучших графических репродукций была создана в 1822 году Огюстом-Гаспаром-Луи Буше Денуайе, получившим обширную подготовку в Париже как в качестве художника-графика, так и в различных техниках живописи. Полученное образование создало ему идеальную основу для чувствительной реализации живописи в линейных структурах. Денуайе получил раннее признание благодаря гравюре по мотивам «Прекрасной садовницы» Рафаэля. С тех пор он уделял особое внимание этому художнику, что окончательно закрепило за Денуайе репутацию выдающегося представителя академической французской школы гравюры XIX века. Денуайе был академиком и кавалером ордена Почетного легиона. В 1825 г. он получил звание первого императорского гравера, а в 1828 году даже был возведен в дворянство.

Под изображением в центре: «Deposé à la Direction»; правее датировано: «1822 г.»; правее: «Imprimé par Durand & Sauvé»; слева внизу монограмма: “AD” в круге (штамп?); правее: “LA VIERGE AU POISSON. / Tableau peint vers l’an 1513 par Raphael pour l’Eglise de San Domenico Maggiore de Naples, acquis depuis par Philippe IV. Roi d’Espagne; / Dessiné en 1815 et Gravé par A. Boucher Desnoyers, Mᵗʳᵉ. de l’Institut et Chᵉʳ. des Ordres Royaux de Sᵗ. Michel et de la Légion d’Honneur».

Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Известный экземпляр – художественный музей “Гамбургский Кунстхалле” (Hamburger Kunsthalle), инвентарный номер 20362; Государственные собрания произведений искусства в Дрездене (Staatsbetrieb Staatliche Kunstsammlungen Dresden), инвентарный номер A 85427; Художественный музей Филадельфии (Philadelphia Museum of Art; аccession Number: 1985-52-23786).

Библиография: 1. Vgl. Jürg Meyer zur Capellen: Raphael: The Paintings, Vol. II: The Roman Religious Paintings, ca. 1508-1520, Landshut 2005, S. 116–118, Nr. 54; 2. Grazia Bernini Pezzini, Stefania Massari und Simonetta Prosperi Valenti Rodinò: Raphael invenit. Stampe da Raffaello nelle Collezioni dell’Istituto Nazionale per la Grafica, Rom 1985, S. 199, Madonne, Nr. XXVII.5; 3. Le Blanc, Charles. Manuel de l’amateur d’estampes, v. 1, t. 2, p. 117.

Рафаэль Санти (Raffaello Santi, 1483- 1520) – гениальный итальянский художник XVI века, один из ярчайших представителей живописи эпохи Возрождения, мастер портретного и религиозного жанров. Широко известен во всем мире своими картинами на мифологическую тематику, многочисленными фресками, рисунками и алтарными росписями. Рафаэль также был выдающимся архитектором, по его проектам в Италии построены многие церкви и соборы, дворцы и виллы знати того времени.

Денуайе Огюст Гаспар Луи (Boucher-Desnoyers Auguste Gaspard Louis) (19.12.1779, Париж – 16.02.1857, Париж) – барон, французский гравер, почетный вольный общник ИАХ (Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге) с 1830 года. Обучался граверному искусству у Тардье. Участник парижских Салонов с 1801 года. С 1816 года – член Парижской Академии художеств. В 1820 году получил орден Почетного легиона. В 1825 году – должность королевского гравера. В 1828 году – титул барона. Известен своими гравюрами с работ Рафаэля, Пуссена, Жерара и др. В 1821 году выпустил гравированный альбом памятников античного искусства «Recueil d›estampes gravées d ’ après des peintures antiques italiennes». (Лит.: Брокгауз).

В собрании Государственного Эрмитажа находятся восемь гравюр работы Огюста Гаспара Луи Буше-Денуайе.

Веленевая бумага — высокосортная (чисто целлюлозная, без древесины, как и бумага верже), хорошо проклеенная, плотная, без ярко выраженной структуры, преимущественно желтоватого цвета. При её изготовлении использовалась черпальная форма с тканевой сеткой, не оставлявшей на листе бумаги каких-либо отпечатков (например, как у верже). Поэтому полученный лист был равномерен на просвет и внешне похож на тонкий велень («телячья кожа» для письма или книгопечатания из шкур млекопитающих). Впервые веленевая бумага была изготовлена в Великобритании в 1757 году Джеймсом Ватманом по заказу типографа Джона Баскервиля. В России появилась в конце XVIII века, распространение получила с начала XIX века.