…
Бивуак донских казаков на Елисейских Полях в Париже в марте 1814 года
На гравюре показан лагерь русских казаков на Елисейских полях в период их пребывания в Париже в 1814 г. Оригинал был исполнен живописцем-баталистом А. И. Зауервейдом (рисунок хранится в Британском музее).
Под изображением слева: Sauerweild del; справа: Jazet sculp. Ниже название: The Bivuac of the Cossaks, at CHAMPS-ELYSĖES at Paris, march of 31. th. 1814. Ниже надпись в три столбца. Слева на английском языке: According to the capitulation signed, the preceding night, between the French autorities H. M. // the Emperor of Russia, the King of Prussia, and the Feld-Marchall Prince of Scwarzenberg, // representing the Emperor of Austria, a greet part of the allied troops entered into Paris; в центре и справа та же надпись на французском и немецком языках («D’apres la capitulation signee dans la nuit entre les autorites Francaises et S.M. l’Empereur de Russie, le Roi de Prusse et le Feld-marechal prince de Schwarzenberg, representant l’empereur d’Autriche une grande partie des troupes allies entre dans Paris». – «После капитуляции, подписанной ночью между французскими представителями и Е.В. Императором Российской империи, королем Пруссии и фельдмаршалом принцом Шварценбергом, представляющим австрийского императора, большая часть войск вошла в Париж»). Ниже адрес издателя: A Paris, chez Repeau, Libraise, passage des Panorames, n˚ 26.
Выставки: ГИМ, 2008–2009, кат. № 18, с. 112; ЕМИИ, 2011–2012, кат. № 36, с. 86; ГМЗ «Царское Село», 2012, кат. № 269, с. 244 Собрание А. Л. Кусакина
Известные экземпляры гравюры находится в собрании Британского музея под инвентарным номером 1850,1214.220, Государственного Эрмитажа под инвентарным номером ЭРГ-6612 и Государственного Исторического Музея под инвентарным номером И III 48022.
Библиография: “Памяти 1812 года. Каталог выставки. Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, книги, документы XIX век”. – Казань: Заман, 2012. – 112 с.: ил.; N50
18 марта 1814 года был взят Париж; в тот же день для переговоров с Тайлераном первым, в сопровождении одного казака, в него въехал граф Нессельроде. «Бульвары были покрыты разряженной толпой», пишет граф в своих воспоминаниях, «казалось народ собрался, чтобы погулять на празднике, а не для того, чтобы присутствовать при вступлении неприятельских войск». 19-го марта союзные монархи торжественно вступили в Париж.
Другой очевидец граф Н. Н. Муравьев рассказывает, что, «на другой день после вступления русских войск в Париж, народ толпился по улицам и кричал: Vive le Roi! Старые роялисты бегали по улицам с белыми знаменами и жали руки русским офицерам, которых они встречали. Мальчишки бегали по улицам и пели куплеты, сочиненные во славу Александра и Бурбонов».
Среди вступивших в Париж союзных войск, наибольшую сенсацию производили казаки. Их бивуак в Елисейских полях был по целым дням осаждаем любопытными, по улицам их всегда сопровождали парижанки и парижане, выказывая не мало предупредительности и любезности. Через несколько дней около бивуака выросла целая масса кафе и балаганов, где казаки были желанными и почетными гостями! (Владимир Яковлевич Адарюков «Русские казаки в Париже (в гравюрах и рисунках)», опубликовано в «Русском библиофиле» за 1911 год)
Александр Иванович Зауервейд (1783—1844) — немецкий и русский художник, профессор батальной живописи Императорской Академии художеств. Зауервейд родился в Курляндии, получив образование в Дрезденской академии (1806—1812) пользовался известностью в Германии; в 1812 году, тогда ещё совсем молодым художником, выполнил маслом ряд изображений лошадей по заказу Наполеона Бонапарта. Склонность к батальной живописи вполне успешно начала реализовываться для молодого живописца в Париже и Лондоне, когда появились картины «Взятие Парижа», «Сражение при Ватерлоо», «Александр I и граф Платов на параде в Гайд-парке». В 1814 году Александр Иванович Зауервейд был приглашён Александром I в Санкт-Петербург для исполнения картин военного содержания и рисунков обмундирования русских войск. При Николае I был преподавателем рисования при великих князьях. В 1827 году Санкт-Петербургская Академия художеств избрала его в свои почётные вольные общники, вскоре после чего он получил в ней должность руководителя класса баталической живописи, а позднее был возведён в звание профессора.
Жан-Пьер-Мари Жазе (Jean Pierre Marie Jazet. 1788 – 1871) – французский художник, гравёр, рисовальщик, акварелист, ученик своего дяди, Ф.-Л. Дебюкура. Мастер акватинты, гравировал ландшафты, сцены охоты, жанровые композиции.