…
Богоматерь с младенцем, Св. Елизаветой, Св. Иоанном Крестителем и Св. Иосифом
Изображение Святого Семейства на фоне пейзажа. Богоматерь и святая Елизавета сидят впереди слева на открытой террасе. Перед ними и рядом с ними младенец Иисус и святой Иоанн Креститель в детстве. На заднем плане святой Иосиф на фоне пейзажа. Рядом с ним парит ангел. Под изображением слева указаны имена автора композиции Никколо Берреттони (1637-1682) и рисовальщика гравюры Джорджа Фаррингтона. Внизу справа напечатана подпись гравера Джона Киза Шервина (1751-1790). Внизу в центре название на английском языке, размеры картины и фамильный герб Уолполов. Внизу указан адрес лондонского издателя Джона Бойделла и дата публикации – 2 марта 1778 года. Пластина из первого тома опубликованной галереи гравюр Бойделла, изображающая картины из коллекции Хоутон-холла Роберта Уолпола.
В этом произведении итальянский живописец Никколо Берреттони подражает ведущим мастерам XVII века. Подобно своим современникам, он трактует сцену из Священного Писания как жанровую композицию, которая рассказывает о радости встречи двух женщин и веселом общении мальчиков. Картина довольно традиционна по трактовке темы, но привлекает декоративной красотой, богатством ритмического решения, красочной наглядностью. В 1779 году полотно приобрели по поручению Екатерины II у лорда Роберта Уолпола для картинной галереи Эрмитажа. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Боуделла. В первой четверти XIX века по желанию супруги императора Александра I Елизаветы Алексеевны ее переместили в Большой Царскосельский дворец, в Библиотеку на личной половине императрицы. В описи XIX века сохранилась такая отметка: «В Библиотеке Елизаветы Алексеевны. Эрмитажная картина в золоченой раме. Святое семейство. Пис. на холсте. Раб. Береттони». С 1918 по 1928 годы картина находилась в Белой Парадной столовой и числилась в музейных описях со следующей аннотацией: «Неизвестный художник. II половина XVII века. Римская школа. Богоматерь с Христом, св. Елизаветой и Иоанном Крестителем. Холст, масло, 98 х 135». Возможно, из-за утраты имени автора, полотно удалось сохранить в Царском Селе и избежать продажи за границу. Атрибуция Берреттони была восстановлена в 2002 году в публикации «Catalogue of the Houghton Paintings Sold to Catherine II».
Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Известный экземпляр гравюры – Музей герцога Антона Ульриха (Herzog Anton Ulrich-Museum Braunschweig); Британский Музей (Museum number Kk,4.46).
Библиография: 1. Le Blanc 1854-1890. , S. III.499.17; 2. Michael Bryan “A biographical and critical dictionary of painters and engravers, from the …”. Лондон. 1849г. Стр. 734.
Никколо Берреттони (Niccolo Berrettoni, 1637-1682) – итальянский художник эпохи барокко. Римская школа. В детстве учился у Симоне Кантарини в Пезаро; после смерти этого переехал около 1670 года в Рим, работал в большой студии Карло Маратты. В 1675 году избран академиком Св. Луки. Писал фрески и картины на религиозные и аллегорические сюжеты.
Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон создал вместе со своим братом много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.
Джон Киз Шервин (John Keyse Sherwin, 1751-1790) – английский гравер и исторический художник. Шервина учился в Лондоне, сначала у Джона Астлея (John Astley), а затем три года у Франческо Бартолоцци (Francesco Bartolozzi), для которого он, как полагают, выполнил большую часть гравюры “Клити” (Clytie) по Аннибале Карраччи. Шервин поступил в Королевскую академию и получил серебряную медаль, а в 1772 году золотую медаль за картину «Кориолан прощается со своей семьей». В 1785 году Шервин сменил Уильяма Вуллетта на посту гравера короля, а также был назначен гравером принца Уэльского. Его профессиональный доход вырос примерно до 12 000 фунтов стерлингов в год; но он постоянно находился в денежных затруднениях, ибо был неуклюж, ленив и бессистемен, щедр и даже расточитель в своих благодеяниях, – и расточительствовал также и в менее почтенных направлениях, ибо стал безрассудным игроком.
Джон Бойделл (1719-1804) был, несомненно, одним из самых замечательных людей британского мира искусства XVIII векеa. Рожденный в бедной семье, он начал свою карьеру как гравер книжных иллюстраций. В то время Англия была не самым примечательным местом с точки зрения изобразительного искусства (особенно гравюр), и Бойделл попытался воспользоваться ситуацией, начав новую для себя деятельность в качестве издателя. Скромные эксперименты в 1760-х годах привели к быстрому успеху, а в середине 1770-х годов была опубликована его Liber Veritas с гравюрами Ричарда Эрлом с рисунков Клода из Королевской Коллекции. Это дорогостоящее мероприятие принесло Англию славу и стало огромным финансовым успехом для Бойделла.