Пейзаж с отдыхающими нимфами (Европа). 1776г. Бриль. Музейный экземпляр. Гравюра.

Пейзаж с отдыхающими нимфами (Европа). 1776г. Бриль. Музейный экземпляр. Гравюра.
Пейзаж с отдыхающими нимфами (Европа). 1776г. Бриль. Музейный экземпляр. Гравюра.Пейзаж с отдыхающими нимфами (Европа). 1776г. Бриль. Музейный экземпляр. Гравюра.Пейзаж с отдыхающими нимфами (Европа). 1776г. Бриль. Музейный экземпляр. Гравюра.

160 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1776
Художник: (инвентор) Пауль Бриль, Доменикино?, автор рисунка для гравюры Джордж Фарингтон
Гравёр: Франческо Бартолоцци и Джон Браун
Техника: гравюра на меди, резец, пунктир; бумага верже
Страна: Великобритания
Город: Лондон
Издатель: Джон Бойделл
Размер изображения (см): 29,2 x 37,0 (печатная плата)
Размер листа (см): 47,5 x 66,5
Оригинальное название: EUROPA. In the gallery at Houghton.
Язык: английский
Категории: , .

Гравированный пейзаж XVIII века, созданный усилиями шести известных художников

Изображение “аркадского пейзажа” в итальянском стиле. На переднем плане слева Диана с луком в руке отдыхает с нимфами и охотничьими собаками на берегу небольшой речки, текущей справа. На заднем плане вид на пологий холмистый пейзаж с другими фигурами и замком на холме. Повсюду множество животных: оленей, кроликов и лисиц, которые своей безмятежностью навеивают ощущение рая. Слева внизу выгравированы имена двух художников: Пола Бриля, автора пейзажа и Доменикино, автора фигур. В собрании Уолпола автором фигур считался Доменикино, хотя позднее это авторство не было подтверждено. Возможно, они написаны одним из подмастерьев художника. Под именами художников расположено имя автора рисунка для гравюры – Фарингтон. В середине расположен адрес лондонского издателя Джона Бойделла (John Boydell) и год издания – 1776. Под ним герб графа Орфорда (Earl of Orford), в то время владельца уникальной коллекции в Хоутон-Холле (Houghton Hall), где среди прочих шедевров находилась и картина «Пейзаж с отдыхающими нимфами». Под гербом адрес лондонского издателя Джона Бойделла и дата публикации 29 сентября 1776 г. В правом нижнем углу классически расположены имена гравёров: Джона Брауна и гравёра фигур Франческо Бартолоцци.

Известный экземпляр гравюры находится в собрании Национального Музея Американской истории (National Museum of American History) под инвентарным номером 1978.0534.02.41 и в Гарвардском художественном музее (Harvard Art Museums) под инвентарным номером R2574.

Состояние: Плотная бумага с двумя нечеткими водяными знаками: гербом и буквами. С характерным следом печатной платы по всему периметру. Яркий оттиск. В целом хорошее коллекционное состояние.

Библиография: 1. Le Blanc 7; 2. Rubinstein I.10; 3. Bibliothek der schönen Wissenschaften und der freyen Künste, 1778 г. Band 9, стр. 147

Полотно “Пейзаж с отдыхающими нимфами” находилось в коллекции премьер-министра Англии Роберта Уолпола (1676-1745). Английский вариант названия “Landsape with Nymphs at Rest”. В 1779 году императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Бойделла. Сейчас полотно находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина под названием “Пейзаж с отдыхающими нимфами”. Инвентарный номер: Ж-324. Альтернативные русские названия: “Европа” и “Отдых Дианы на охоте”. Картина считалась парной к картине «Пейзаж с экзотическими животными», носившей ранее название «Африка».

Библиография: A Capital Collection. Houghton Hall and the Hermitage; With a modern edition of Aedes Walpolianae: Horace Walpole’s Catalogue of Sir Robert Walpole’s Collection / Ed. by Larissa Dukelskaya and Andrew Moore. New Haven; London, 2002. № 96.

Пауль Бриль (Paul Bril; 1556, Антверпен — 7 октября 1626, Рим) — фламандский художник, живописец и гравёр. Один из главных представителей нидерландского романизма. Бриль учился у живописца Дамиана Оортельмана, в 1582 году переехал в Рим к своему брату Матеусу Брилю и продолжал обучение у него. В Риме сотрудничал с другими художниками и имел большое количество учеников, в том числе из родной Фландрии. В 1621 году стал главой Академии Святого Луки в Риме. Его картины были популярны у коллекционеров. Пауль Бриль писал пейзажи — фрески и маслом. В отличие от своих предшественников Бриль стремился к единству освещения на своих картинах и тем самым значительно развил искусство пейзажа под влиянием итальянских мастеров. Цветовая гамма его картин, в основном, осталась по-голландски холодной с преобладанием голубых и зелёных оттенков. Пауль Бриль писал картины на религиозные темы, пейзажи, в том числе морские, батальные сцены, аллегории, которые в настоящее время находятся в различных музеях Европы. Бриль также занимался гравюрой. Одной из его лучших работ считается картина «Мученичество святого Климента», находящаяся в Музее Пио-Клементино в Ватикане. Другое его наследие включает фрески, небольшие картины «кабинетной живописи» на меди и стекле. Тематикой многих его картин является Рим и его окрестности. Пауль Бриль оказал влияние на творчество многих художников итальянских и нидерландских художников, работавших в Риме: Адама Эльсхаймера, Корнелиса ван Пуленбурга, Себастьяна Франча и Бартоломеуса Бреенберга. В собрании Государственного Эрмитажа находятся пять его картин.

Доменикино Дзампьери  (Domenichino или Domenico Zampieri, 1581-1641) — итальянский художник болонской школы, наставник Пуссена и Лоррена, предшественник классицизма. Доменикино учился у Дениса Калверта, работал у братьев Карраччи, в 1601 году перебрался в Рим. Расписывал палаццо Фарнезе, писал фрески в церкви Сант-Онофрио. Работал вместе с Гвидо Рени в церкви Святого Григория Великого. Увидев там его фреску «Бичевание Святого Андрея», влиятельнейший Аннибале Карраччи признал, что учится теперь у его искусства. Затем Доменикино расписывал церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (цикл «Жизнь Святой Цецилии»), Санта-Мария-ин-Трастевере и другие римские церкви, а также виллу Альдобрандини во Фраскати. С 1630 года расписывал сокровищницу в Соборе св. Януария (цикл «Жизнь Святого Януария» и др.). До середины XIX века Доменикино рассматривался ценителями изящного как один из величайших художников в европейской истории, подлинный наследник Рафаэля. О лёгкости его кисти слагали стихи, монархи ссорились за приобретение его картин. Драматическую дилогию «Доменикино» (1838) написал русский поэт и драматург Нестор Кукольник. И только когда Джон Рёскин в одной из ранних статей распознал в болонцах сухих эклектиков, популярность Доменикино пошла на убыль. К концу XIX века его имя уже было вычеркнуто из «святцев» величайших художников. Единственная в XX веке выставка его произведений состоялась в 1996 году в палаццо Венеция. В собрании Государственного Эрмитажа находятся три картины Доменикино, в том числе «Взятие Марии Магдалины на небо» из собрания барона Л.А. Кроза.

Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон создал вместе со своим братом много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.

Франческо Бартолоцци (Francesco Bartolozzi, 1727-1815) — знаменитый итальянский рисовальщик, акварелист, гравёр в редкой технике цветного пунктира и издатель. Бартолоцци начал своё художественное образование у флорентийских художников Джованни Ферретти и Иньяцио Хьюфорд, которые учили его искусству живописи. Проучившись живописи три года, Бартолоцци переехал в Венецию, где начал изучать гравюру под руководством Йозефа Вагнера. Он очень быстро освоил новый для себя вид искусства и создал несколько работ, получивших известность. Ненадолго Бартолоцци переехал в Рим, где создал цикл гравюр с сюжетами из жизни святого Нила, а вскоре после возвращения в Венецию, в 1764 году, перебрался в Лондон. Почти сорок лет Бартолоцци жил и работал в Великобритании, приобщился к английским традициям, много работал в технике цветного пунктира, в основном по старинным рисункам. В это время он создал множество гравюр, значительное число которых было сделано с картин Чиприани и Ангелики Кауффманн. Часть гравюр Бартолоцци вошла в Шекспировскую галерею Бойделла. Его гравюры были близки к совершенству, точно передавая мельчайшие детали оригинальных картин. Бартолоцци был удостоен титула королевского гравировщика по меди и в 1769 году звания академика Королевской академии художеств. В 1802 году он был приглашен в Лиссабон в качестве директора академии живописи и гравировки по меди, где и оставался до своей смерти.

Джон Браун (John Browne, 1741-1801) – английский художник, гравер и издатель. Член Королевской академии, ученик Джона Тинни (John Tinney), а затем Уильяма Вуллетта (William Woollett).

Джон Бойделл (1719-1804) был, несомненно, одним из самых замечательных людей британского мира искусства XVII векеa. Рожденный в бедной семье, он начал свою карьеру как гравер книжных иллюстраций. В то время Англия была не самым примечательным местом с точки зрения изобразительного искусства (особенно гравюр), и Бойделл попытался воспользоваться ситуацией, начав новую для себя деятельность в качестве издателя. Скромные эксперименты в 1760-х годах привели к быстрому успеху, а в середине 1770-х годов была опубликована его Liber Veritas с гравюрами Ричарда Эрлом с рисунков Клода из Королевской Коллекции. Это дорогостоящее мероприятие принесло Англию славу и стало огромным финансовым успехом для Бойделла.