…
Происхождение прототипа: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. В Государственном Эрмитаже с 1779 года. Регистрационный номер – ГЭ-1489.
Перед входом в пещеру возле скалы, поросшей кустарником, совершается приуготовление Иисуса к погребению (Евангелие от Иоанна, 19, 38-40). На переднем плане тело Христа, сохранившее гибкость и пластичность. Только тени напоминают о смерти. Справа белокурая Мария Магдалина умащает его из золотого потира. Слева – Иоанн Евангелист держит огромную зажженную свечу. Шелковые плащи Магдалины и Иоанна двумя пятнами обрамляют фигуру Спасителя. Над фигурой Христа – другие персонажи: Мария, Иосиф Аримафейский и маленький ангел. На заднем плане справа вид на Иерусалим.
В левом нижнем углу расположено имя художника Ludovico Carracci (Людовико Карраччи, 1555-1619) и имя рисовальщика гравюры Джорджа Фаррингтона. Печатная подпись гравера Валентайна Грина (1739-1813) справа внизу. Внизу в центре – английское название The Placing Christ in the Sepulchre, размер картины и герб семьи Уолполов. Под гербом адрес лондонского издательства Джона Бойделла и дата публикации – 25 марта 1775 года. Государственный Эрмитаж приписывает авторство картины Агостино Карраччи (1557-1602), в то время как на гравюре инвентором назван его двоюродный брат Лодовико Карраччи (в оригинале на гравюре Ludovico Carracci).
В 1779 году императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Бойделла.
Состояние. Плотная бумага верже с водяными знаками. Характерный след печатной платы по всему периметру. Незначительный точечный фоксинг. Яркий оттиск. В целом хорошее коллекционное состояние.
Известные экземпляры: Музей изобразительных искусств Сан-Франциско (Fine Arts Museums of San Francisco; инвентарный номер 1963.30.30240); Британский Музей (инвентарный номер 1870,0514.1304).
Библиография: Whitman 188, Rubinstein I.6.
Джордж Фарингтон (George Farington, 1752-1788) – известный английский художник. Фарингтон изучал живопись в Королевской академии, где получил свою первую серебряную медаль в 1779 году, а в 1780 году он получил уже золотую медаль за лучшую историческую картину с сюжетом из драмы “Макбет”. В начале своего творческого пути Фарингтон находился под влиянием своего брата – пейзажиста Джозефа Фарингтона, позднее стал учеником Бенджамина Уэста. Фарингтон создал много рисунков с картин из коллекции графа Орфорда в Хоутон-Холле по заказу Джона Бойделла.
Валентайн Грин (Valentine Green, 1739- 1813) – известный британский гравер. Родился в провинции и в 1765 году переехал в Лондон, где начал работать в качестве гравера, научившись техническим аспектам этого искусства и быстро поднялся до абсолютно высокого ранга британских граверов. Грин стал членом Объединенного общества художников в 1767 году, ассоциированным гравером Королевской академии в 1775 году, и в течение сорока лет он успешно следовал своей профессии. За свою жизнь Валентайн Грин выполнил около четырехсот гравюр по портретам Рейнольдса, Ромни и других британских художников; по композициям Бенджамина Уэста и по картинам Ван Дейка, Рубенса, Мурильо и других старых мастеров. В собрании Государственного Эрмитажа также находятся четыре гравюры работы Валентайна Грина и честнадцать в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Исключительное право сделать гравюры с картин в галерее Дюссельдорфа было предоставлено ему герцогом Баварским в 1789 году, но после того, как Грин выполнил более двадцати из них, осада города французами положила конец на этому проекту и нанесла ему серьезный финансовый урон. Отчасти из этого, и из-за некоторых других финансовых проблем, Грин впал в бедность. Но, по счастью, в 1805 году он получил пост хранителя Британского института (British Institution), где проработал всю оставшуюся жизнь. По мнению искусствоведов, Валентайн Грин был одним из первых граверов, показавших, насколько превосходно техника меццо-тинто может быть применена к живописным композициям и портретам. В настоящее время именно его портреты, в первую очередь, заслуженно привлекают внимание коллекционеров. Гравюры Грина отличаются исключительным богатством, утончённостью и очень разумным соотношениями света и тени; и у них есть, без исключения, заметная свежесть и изящество обработки. Источник: “Valentine Green”, by Alfred Whitman (London, 1902).
Джон Бойделл (1719-1804) был, несомненно, одним из самых замечательных людей британского мира искусства XVII векеa. Рожденный в бедной семье, он начал свою карьеру как гравер книжных иллюстраций. В то время Англия была не самым примечательным местом с точки зрения изобразительного искусства (особенно гравюр), и Бойделл попытался воспользоваться ситуацией, начав новую для себя деятельность в качестве издателя. Скромные эксперименты в 1760-х годах привели к быстрому успеху, а в середине 1770-х годов была опубликована его Liber Veritas с гравюрами Ричарда Эрлом с рисунков Клода из Королевской Коллекции. Это дорогостоящее мероприятие принесло Англию славу и стало огромным финансовым успехом для Бойделла. Некоторые из лучших гравюр в истории британского искусства относятся к серии Бойделла, созданных по произведениям из коллекции графа Орфорда. Начиная с 1781 года Бойделл поручил лучшим мастерам Англии выгравировать картины мастеров эпохи Возрождения из его уникальной коллекции в Хоутон-Холле. В общей сложности к 1788 году были созданы сто двадцать восемь гравюр. Эта оригинальная гравюра является одной из них.
Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне. Никакой другой способ печати, известный в XVIII веке, не мог сравниться с техникой меццо-тинто по своей трудоемкости. Над подготовкой печатной формы для одной гравюры мастер работал около полугода. Медная доска в результате длительной обработки специальным гравировальным инструментом, так называемой качалкой, приобретала шероховатую поверхность, которая при печати давала глубокие бархатисто-черные тени. Участки доски, которые должны были передать светлые тона, мастер тщательно отполировывал: при печати они меньше соприкасались с бумагой и лишь слегка тонировали ее. Таким образом, художники добивались необходимых светотеневых градаций. Техника меццо-тинто позволяла получить сравнительно небольшое число хороших, насыщенных и ярких оттисков – обычно около тридцати.