Старушка, разматывающая нитки (Мотальщица). 1760г.(?) Доу. Музейный экземпляр. Антикварная гравюра

Старушка, разматывающая нитки (Мотальщица). 1760г.(?) Доу. Музейный экземпляр. Антикварная гравюра
Старушка, разматывающая нитки (Мотальщица). 1760г.(?) Доу. Музейный экземпляр. Антикварная гравюраСтарушка, разматывающая нитки (Мотальщица). 1760г.(?) Доу. Музейный экземпляр. Антикварная гравюра

120 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1750-1799 (c.)
Художник: (инвентор) Герард (Геррит) Доу
Гравёр: анонимный гравёр, монограмма "EI"
Техника: гравюра на меди, бумага верже
Размер изображения (см): 30,5 x 24,5
Размер листа (см): 34,5 x 27,9
Оригинальное название: LA DEVIDEUSE MERE DE G. DOUW
Язык: французский
Категории: , .

Старушка, разматывающая нитки (мать Доу)

Происхождение прототипа: “Старушка, разматывающая нитки” (название приводится по атрибуции Государственного Эрмитажа) кисти Герарда Доу, написанная около 1660-1665 гг., хранится в Государственном Эрмитаже под инвентарным номером ГЭ-887. Картина поступила в 1768 году, была приобретена из собрания Иоганна Карла Филиппа фон Кобенцля в Брюсселе. Всего в собрании Государственного Эрмитажа находятся 13 картин кисти Герарда Доу и 7 гравюр по его сюжетам

Эту работу можно смело отнести к категории редких. Единственный известный экземпляр гравюры хранится в Британском Музее под регистрационным номером 1910,0610.88. Британские коллеги осторожно датируют гравюру 1750-1799 годами. Можно с уверенностью утверждать что она была выполнена не позднее 1768 года.

Более известной гравюрой по данному прототипу является гравюра Иоганна Георга Вилле (Johann Georg Wille, 1715-1808), созданная в 1755 году. Она сделана зеркальной относительно прототипа и имеет дополнительное название “Мать Доу”. (Библиография: Georg Kaspar Nagler “Neues allgemeines Künstler-Lexicon, oder, Nachrichten von dem Leben …“, Band 24, стр. 386. 1835-1852 гг.) Известные экземпляры этой работы находятся в музеях мирового уровня: Национальной Галерее Шотландии; Рейксмюсеуме; Государственной галерее Карлсруе (Staatliche Kunsthalle Karlsruhe); Petit Palais, musée des Beaux-arts de la Ville de Paris и т.д

Фигура благообразной сухой старушки, одетой в красную кофту с белым сборчатым воротником и голубую юбку, неоднократно встречается в произведениях Доу около 1660–1665 годов. Она часто представлена за прядением пряжи, чтением Библии или поливкой цветов. В эмблематической литературе такие домашние занятия служат метафорой благочестия и ассоциируются с женской добродетельностью. По мнению У. Франитс [1993], прядение пряжи олицетворяет умеренность – добродетель, которую традиционно связывают со старостью. Идея скоротечности жизни (memento mori) также входит в круг подобных образов. В композиции использован мотив каменной арки, сквозь которую зритель видит фигуру героини в  интерьере. Такой сильный иллюзионистический эффект часто присутствует в поздних произведениях Доу. Старая копия картины с сохранением первоначального формата, но с изменениями в деталях хранится в частном собрании в США, где приписывается Доминикусу ван Толу. Автор комментария: Ирина Соколова

Герард (Геррит) Доу (Gerard Dou (Gerrit Douw), 1613-1675) — нидерландский художник, принадлежит к кругу «малых голландцев». Доу учился у гравёра Варфоломея Долендо и у художника по стеклу Петера Коухорна; в 1628—1631 годах учился у Рембрандта и многое перенял у него в области техники, хотя впоследствии влияние Рембрандта на Доу значительно ослабло. Художник был приглашён ко двору Карла II, однако отказался покидать родной город Лейден. В 1648 году Дау принимают в лейденскую гильдию Святого Луки, и он организовывает собственную художественную школу. В 1660 году голландское правительство покупает у Дау три картины. В мастерской Дау учились Метсю, Питер Корнелиус Слингеланд, Якоб Торенвлит. Работы художника, добившегося при жизни достаточной известности, хранятся в крупнейших музеях мира: Эрмитаже, Рейксмюсеуме, Лувре и т.д.

Иоганн Карл Филипп фон Кобенцль (Johann Karl Philipp Graf Cobenzl, 1712—1770) — граф, австрийский политический и государственный деятель, дипломат. Кобенцль был одним из крупнейших коллекционеров искусства в Европе, в его собрании были такие выдающиеся произведения живописи как «Отцелюбие римлянки» и «Венера и Адонис» Рубенса, «Мотальщица» Герарда Доу, «Семейный портрет» Ван Дейка и многие другие. Это собрание в 1768 году (68 картин и более 5000 рисунков и гравюр) было приобретено князем Д. А. Голицыным для императрицы Екатерины II и тем самым легло в основу собрания будущего Эрмитажа. Коллекция Кобенцля была систематизирована и приведена в образцовый порядок: рисунки были наклеены на единообразные паспарту темно-лилового цвета, классифицированы по авторам и школам, помещены в алфавитном порядке в специально изготовленные портфели и деревянные коробки (часть этих коробок и портфелей до сих пор используется в Эрмитаже).