…
Старушка, разматывающая нитки (мать Доу)
Происхождение прототипа: “Старушка, разматывающая нитки” (название приводится по атрибуции Государственного Эрмитажа) кисти Герарда Доу, написанная около 1660-1665 гг., хранится в Государственном Эрмитаже под инвентарным номером ГЭ-887. Картина поступила в 1768 году, была приобретена из собрания Иоганна Карла Филиппа фон Кобенцля в Брюсселе. Всего в собрании Государственного Эрмитажа находятся 13 картин кисти Герарда Доу и 7 гравюр по его сюжетам
Эту работу можно смело отнести к категории редких. Единственный известный экземпляр гравюры хранится в Британском Музее под регистрационным номером 1910,0610.88. Британские коллеги осторожно датируют гравюру 1750-1799 годами. Можно с уверенностью утверждать что она была выполнена не позднее 1768 года.
Более известной гравюрой по данному прототипу является гравюра Иоганна Георга Вилле (Johann Georg Wille, 1715-1808), созданная в 1755 году. Она сделана зеркальной относительно прототипа и имеет дополнительное название “Мать Доу”. (Библиография: Georg Kaspar Nagler “Neues allgemeines Künstler-Lexicon, oder, Nachrichten von dem Leben …“, Band 24, стр. 386. 1835-1852 гг.) Известные экземпляры этой работы находятся в музеях мирового уровня: Национальной Галерее Шотландии; Рейксмюсеуме; Государственной галерее Карлсруе (Staatliche Kunsthalle Karlsruhe); Petit Palais, musée des Beaux-arts de la Ville de Paris и т.д
Фигура благообразной сухой старушки, одетой в красную кофту с белым сборчатым воротником и голубую юбку, неоднократно встречается в произведениях Доу около 1660–1665 годов. Она часто представлена за прядением пряжи, чтением Библии или поливкой цветов. В эмблематической литературе такие домашние занятия служат метафорой благочестия и ассоциируются с женской добродетельностью. По мнению У. Франитс [1993], прядение пряжи олицетворяет умеренность – добродетель, которую традиционно связывают со старостью. Идея скоротечности жизни (memento mori) также входит в круг подобных образов. В композиции использован мотив каменной арки, сквозь которую зритель видит фигуру героини в интерьере. Такой сильный иллюзионистический эффект часто присутствует в поздних произведениях Доу. Старая копия картины с сохранением первоначального формата, но с изменениями в деталях хранится в частном собрании в США, где приписывается Доминикусу ван Толу. Автор комментария: Ирина Соколова
Герард (Геррит) Доу (Gerard Dou (Gerrit Douw), 1613-1675) — нидерландский художник, принадлежит к кругу «малых голландцев». Доу учился у гравёра Варфоломея Долендо и у художника по стеклу Петера Коухорна; в 1628—1631 годах учился у Рембрандта и многое перенял у него в области техники, хотя впоследствии влияние Рембрандта на Доу значительно ослабло. Художник был приглашён ко двору Карла II, однако отказался покидать родной город Лейден. В 1648 году Дау принимают в лейденскую гильдию Святого Луки, и он организовывает собственную художественную школу. В 1660 году голландское правительство покупает у Дау три картины. В мастерской Дау учились Метсю, Питер Корнелиус Слингеланд, Якоб Торенвлит. Работы художника, добившегося при жизни достаточной известности, хранятся в крупнейших музеях мира: Эрмитаже, Рейксмюсеуме, Лувре и т.д.
Иоганн Карл Филипп фон Кобенцль (Johann Karl Philipp Graf Cobenzl, 1712—1770) — граф, австрийский политический и государственный деятель, дипломат. Кобенцль был одним из крупнейших коллекционеров искусства в Европе, в его собрании были такие выдающиеся произведения живописи как «Отцелюбие римлянки» и «Венера и Адонис» Рубенса, «Мотальщица» Герарда Доу, «Семейный портрет» Ван Дейка и многие другие. Это собрание в 1768 году (68 картин и более 5000 рисунков и гравюр) было приобретено князем Д. А. Голицыным для императрицы Екатерины II и тем самым легло в основу собрания будущего Эрмитажа. Коллекция Кобенцля была систематизирована и приведена в образцовый порядок: рисунки были наклеены на единообразные паспарту темно-лилового цвета, классифицированы по авторам и школам, помещены в алфавитном порядке в специально изготовленные портфели и деревянные коробки (часть этих коробок и портфелей до сих пор используется в Эрмитаже).