…
Старинная гравюра с известной картины Лепренса “Русская колыбель”
Картина “Le Berceau russe” (версия 1764-1765гг.) находится в коллекции Центра Гетти — музейного комплекса в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США. Была выставлена в Салоне 1765 года.
Русская семья на фоне избы, в центре композиции висящая на дереве деревенская колыбель с младенцем, слева от неё двое детей, фигура мужчины и двух женщин, справа – старая женщина с прялкой. Перрин Штайн (Perrin Stein) сравнивает эту картину с рисунком, сделанным Лепренсом для «Путешествия Шаппа д’Отероша в Сибирь» (Voyage en Sibérie de Chappe d’Auteroche, около 1763–1764 гг.). На этом рисунке под названием «Интерьер русского жилища ночью» (Intérieur d’une habitation russe pendant la nuit) мы уже находим старуху с прялкой, подвешенную люльку и даже вверху голову бородатого старика. По мнению Штайн, рисунок, иллюстрирующий полемический текст Шаппа д’Отероша (Chappe d’Auteroche), обличающего нищету русской деревни, становится в живописи счастливой аллегорией плодородия, иллюстрируемой картиной крестьянского достатка. (Перрин Штайн – куратор отдела рисунков и гравюр Музея искусств Метрополитен, Нью-Йорк. Французские рисунки и гравюры до XIX века).
Буклет Салона 1765 года:
«От мсье Лепренса, аккредитовано.
141. […]
150. Колыбель для детей. Своего рода гамак, подвешенный на конце эластичной палки, прикрепленной к полу. В хорошую погоду матери уносят его и привязывают вне дома, как им удобнее. »
Комментарий Дидро:
« 151. Колыбель для детей
Это одна из лучших композиций Лепринса… Вы находите ее, скажите мне, более красочной, чем “Крещение”? – Ой ! Нет. — Вам это кажется более интересным, чем Крещение? – Ой ! Нет. Но, черт возьми, и в том, что это русское Крещение, с которым вы сравниваете эту картину, прекрасно. В «Колыбели для детей» мы видим справа часть деревянного барака; у дверей этого барака, на грубой скамье, старый мужик в рубахе, с необычно одетыми и необычно обутыми ногами. Вокруг этого старика, на земле, впереди, среди бурьяна террин, корыто, какие-то палки, петух ищет себе жизнь; перед стариком какой-то гамак, занятый малышом, толстым, пухленьким, сытым, совершенно голым, растянувшимся на своих пеленках. Этот гамак подвешен на веревке к большой ветке дерева; веревка делает несколько оборотов вокруг ветки. Высокая служанка, достаточно молодая и достаточно хорошо одетая, чтобы не быть женой старого крестьянина, дергает за веревку, как будто намереваясь поднять гамак или люльку или, может быть, опустить ее; вокруг гамака двое других детей, один сзади, другой впереди; один вид спереди, другой сзади; оба счастливо смотрели на висящего малыша. На переднем плане коза и овца; еще левее старуха с прялкой и веретеном. Она прервала свою работу, чтобы поговорить с тем, кто держит веревку гамака. Совсем слева, впереди и на заднем плане, хижина с соломенными крышами и деревня. Вокруг дачи различные инструменты и сельский инвентарь. Крестьянин очень красивый, настоящий характер, настоящая деревенская натура; его рубашка, вся его одежда, свободная и со вкусом. Я говорю то же самое о старухе, которая пряла и которая, кажется, была бабушкой детей. Она превосходная старуха; красивая голова, красивая драпировка, простое и верное действие. Дети, и тот в гамаке, и двое других, очаровательные. Но здесь много вещей, которые меня смущают и которые, возможно, относятся к знанию морали. Это действительно крестьянская изба; но он слишком груб, слишком плохо одет, чтобы эта старуха была его женой. Та, что держит веревку гамака и поднимает или опускает колыбель, вполне может быть дочерью или служанкой старухи; но это ничего крестьянину. Каково состояние этих двух женщин? Где их дом? Либо я сильно ошибаюсь, либо в этом сочинении есть какая-то амфибология. Неужели в России жены хорошие, а мужья плохие? Как бы то ни было, здесь колорит живописца и его штрих гораздо тверже. Он менее кирпичный, менее красноватый по тону, чем в своем Крещении. (CFL VI 172-4)
Гравюра выполнена зеркально относительно прототипа. Прекрасное коллекционное состояние, оттиск яркий и четкий. Издательский фальц. Незначительный фоксинг. Verso blanc. Редкость, имеет историческую и художественную ценность, представляет интерес для музеев. Ещё один экземпляр гравюры находится в коллекции Британского музея (British Museum, Great Russell Street, London WC1B 3DG, United Kingdom) под инвентарным номером 1876,1111.649; Женевского музея искусства и истории (MAH Musée d’art et d’histoire, Ville de Genève. Don de Léon Picot; NUMÉRO D’INVENTAIRE: E 2017-0289); два экземпляра в собрании Государственного Эрмитажа (инвентарный номер ОГ-130287 и ОГ-125529); Государственного Исторического музея под названием «Русская люлька» (Инвентарный номер ДК 872).
Библиография: Le Blanc 1854-89 / Manuel de l’Amateur d’Estampes 1550-1820 (141). Paris, 1854-89.
Жан Батист Лепренс (Jean-Baptiste Le Prince, 1734-1781) — известный французский живописец и гравёр, ученик великого живописца Франсуа Буше (1703-1770).
В 1758 году Лепренс по приглашению И. И. Шувалова прибыл в Россию (сначала в Санкт-Петербург, а затем в Москву, где находились два его брата и сестра) вместе с группой художников для работы в только что созданной императрицей Елизаветой Петровной Академии художеств. Лепренс прожил в России пять лет, работал в Санкт-Петербурге и Москве, путешествовал по Финляндии, Литве и Сибири (некоторые исследователи считают, что Лепренс добрался только до Казани). Лепренс принимал участие в оформлении интерьеров Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. В жилых помещениях императрицы Елизаветы Петровны он создал тридцать девять десюдепортов. По заданию императрицы он отправился в Сибирь для зарисовок «русских типов». По возвращении во Францию он выполнил множество картин и гравюр, изображающих пейзажи, виды городов, характерные типы населения, костюмы, утварь и обычаи. Такая живописная этнография создана Лепренсом в привычном стиле рококо с чертами идеализации и сентиментальности, но именно это обеспечило произведениям художника успех во Франции.Лепренс уехал из России в мае 1762 года, побывав по пути в Лифляндии. Вернулся в Париж в декабре 1763 года с обширной коллекцией рисунков, которые он использовал для картин и гравюр. В 1765 году Жан Батист Лепренс был избиран действительным членом Французской академия живописи и скульптуры. В собрании Государственного Эрмитажа находятся девять работ Лепренса.