…
Старинная гравюра с известной картины Рембрандта “Жертвоприношение Авраама”
Происхождение оригинала: собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. В государственном Эрмитаже с 1779 года. Регистрационный номер – ГЭ-727.
Музейная сохранность.
Внизу слева указан автор оригинала – Рембрандт (Rembrandt pinx’t), а также автор рисунка – Е. Эдвардс (E. Edwards). В середине расположен адрес лондонского издателя Джона Бойделла (Boydell Excud’t’) и год издания – 1767. Под ним герб графа Орфорда (Earl of Orford), в то время владельца уникальной коллекции в Хоутон-Холле (Houghton Hall), где среди прочих шедевров находилась и картина “Жертвоприношение Авраама”. Справа внизу стоит имя гравёра: J.G. Haid fecit.
Полотно, написанное в 1635 г., стало одним из последних приобретений для коллекции премьер-министра Англии Роберта Уолпола (1676-1745). В 1779 г. императрица Екатерина II купила коллекцию Уолпола, пополнившую собрание императорского Эрмитажа в Петербурге. Интересно то, что решение о покупке той или иной картины из коллекции принималось Екатериной именно на основании полученных ею гравюр Джона Бойделла.
Ещё один экземпляр гравюры хранится в Германии, в “Художественном музее герцога Антона Ульриха земли Нижняя Саксония” (“Herzog Anton Ulrich-Museum Kunstmuseum des Landes Niedersachsen” Museumstraße 1, 38100 Braunschweig, Deutschland) под инвентарным номером 6450. Увидеть её можно в “Виртуальном кабинете медных гравюр, поддерживаемым Германским Научным Обществом”(Das Virtuelle Kupferstichkabinett ist ein Kooperationsprojekt des Herzog Anton Ulrich-Museums in Braunschweig und der Herzog August Bibliothek in Wolfenbüttel. Das Projekt wurde von der Deutschen Forschungsgemeinschaft (DFG) gefördert)
Второй экземпляр гравюры находится в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее (The Metropolitan Museum of Art) — в одном из крупнейших и третьем по посещаемости художественном музее мира. (The Metropolitan Museum of Art, 1000 Fifth Avenue, New York). Гравюра находится в музее с 1925 года под входящим номером: 25.62.56v.1
По данным музея, гравюра размещена в каталоге Le Blanc II.332.1; L. Dukelskaya and A. Moore, A Capital Collection, 2002, no. 153, p. 253.
Третий известный экземпляр гравюры хранится в Британском Музее под регистрационным номером 1917,1208.1037
Также упоминание гравюры в каталоге 1796 года:
A Descriptive Catalogue of the Works of Rembrandt, and of His Scholars, Bol, Livens, and Van Vliet,: Compiled from the Original Etchings, and from the Catalogues of De Burgy, Gersaint, Helle and Glomy, Marcus, and Yver, Teil 2 (Google eBook).Daniel Daulby, William Roscoe
J. M’Creery, and sold by J. Edwards, … and Cadell and Davies, … London., 1796 – 339 Seiten в главе “FROM THE OLD TESTAMENT”.
Также ссылка на гравюру в книге John Smith “Rembrandt van Rhyn” 1836года.
…
История патриарха Авраама из ветхозаветной книги “Бытия” пользовалась широкой известностью в голландской живописи XVII века. Согласно библейскому рассказу, Бог обещал сделать Авраама, сына Фарры, прародителем великого народа. Чтобы проверить силу духа своего избранника, Господь многократно подвергал его испытаниям.
Иоганн Готтфрид Хайд (Johann Gottfried Haid, 1714, Аугсбург – 1776, Вена). Немецкий гравер, сын ювелира. Учился в Вене у М. ван Мейтенса II. Во время пребывания в Лондоне в 1760-х годах работал гравером в технике меццо-тинто для Джона Бойделла, репродуцируя произведения Рембрандта, Дж. Рейнолдса. В 1766 в Вене основал школу меццо-тинто.
Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне. Никакой другой способ печати, известный в XVIII веке, не мог сравниться с техникой меццо-тинто по своей трудоемкости. Над подготовкой печатной формы для одной гравюры мастер работал около полугода. Медная доска в результате длительной обработки специальным гравировальным инструментом, так называемой качалкой, приобретала шероховатую поверхность, которая при печати давала глубокие бархатисто-черные тени. Участки доски, которые должны были передать светлые тона, мастер тщательно отполировывал: при печати они меньше соприкасались с бумагой и лишь слегка тонировали ее. Таким образом, художники добивались необходимых светотеневых градаций. Техника меццо-тинто позволяла получить сравнительно небольшое число хороших, насыщенных и ярких оттисков – обычно около тридцати.