…
Мифологическая сцена конца XVII-го века символизирует союз Амура, бога любви, и Бахуса, бога вина. Оба божества – молодые фигуры: Бахус – красивый молодой человек, а Амура – мальчик, едва приближающийся к юности. Венера смотрит сквозь облака над головой, пока Амур и Бахус выпивают тост за свой союз. Другие участвуют в праздновании: три Грации танцуют справа, а существа из компании Бахуса, включая фавнов, прыгают слева.
Основой для гравюры послужила картина Антуана Куапеля «The Alliance of Bacchus and Cupid», находящаяся в собрании Музея Искусств Далласа (Dallas Museum of Art) под инвентарным номером 1990.144.FA. Картина датирована примерно 1702 годом и, вероятно, соответствует той, что была написана для частного мецената и выставлялась на парижском Салоне в 1704 году. Гравюра выполнене зеркально относительно прототипа.
Слева внизу – имя художника, в правом нижнем углу имя гравёра. В самом низу под названием “L’Alliance de Bacus et de l’Amour” расоположено имя и адрес издателя. По бокам от названия стихи Франсуа Гакона (François Gacon, 1667-1725), французского поэта-сатирика
Ещё один экземпляр гравюры хранится в в Национальной библиотеке Франции под инвентарным номером VM PHOT MIRI-1 (21), в Женевском музее искусства и истории (Musées d’art et d’histoire (MAH) de la Ville de Genève) под инвентарным номером E 2002-0446
Библиография: 1. Le Blanc I, 102, 104. 2. Thieme/Becker II, 240 (Biographie): “Seine schönen Kupferstiche nach Poussin, Coypel und Mignard sind besonders hervorzuheben.” 3. Inventaire du Fonds français, graveurs du XVIIIe siècle, édité par la Bibliothèque Nationale, Paris, Le Garrec, 1930, t. I, n° 20. 4. Inventaire du fonds français des graveurs du XVIIe siècle. Paris, Bibliothèque Nationale, 1939
В Государственном Эрмитаже находится гравюра Одрана по Куапелю с близким сюжетом под названием “Вакх и Ариадна” (1693 год, инвентарный номер ОГ-401201), всего же в музее имеются две гравюры по Куапелю и одна его картина “Вознесение Мадонны”. Представленная гравюра, однако, относится к последнему периоду деятельности Одрана, это подтверждается подписью « А Paris Chez J. Audran graveur du Roy en son Academie Royale demeurant à l’hôtel royale des Gobelins.».
Антуан Куапель (фр. Antoine Coypel; 1661, Париж — 1722) — живописец, старший сын Ноэля Куапеля, единокровный брат Ноэля Никола Куапеля и отец Шарля Антуана Куапеля… Учился у своего отца и одиннадцатилетним мальчиком отправился с ним в Рим. Остроумный, с тонким чувством прекрасного, он стремился учиться на шедеврах великих итальянских художников и подражать им, но в связи со скорым возвращением на родину эти благородные порывы были остановлены… Это был художник, заложивший основы французской школы живописи, которая с начала правления Людовика XIV отдалилась от итальянского стиля, преследуемого в течение многих лет… Волшебство красок с его полотен вновь и вновь поражало воображение публики, которая пыталась сделать всё возможное, чтобы не отпустить художника в Англию, куда он был приглашен. Многие уважаемые личности, одним из которых был герцог Шартский, уговаривали его остаться во Франции, где всё больше гремела его слава и где ему в конце концов было пожаловано не только дворянство, но и звание главы Академии художеств, а позже и звание первого художника французского короля… (источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.)
“…Кроме того, от Куапеля сохранились многочисленные станковые картины, из которых лучшие сейчас находятся в Лувре (там же в кладовых фрагменты юношеской его работы — фресок в павильоне Choisy), в музеях Канна (портрет любовницы регента, г-жи Парабер), Перпиньяна, Монпелье, Безансона, Тулузы. Эрмитаж обладает характерным произведением мастера, украшавшим некогда, вместе с целым рядом других, Медонский замок (другая картина из той же серии — «История Психеи», — вероятно, в кладовых нашего музея). В Академии Художеств Куапель представлен двумя не вполне достоверными картинами на меди: «Отдых Дианы» и «Бахус и Ариадна», отличающимися чрезвычайной зализанностью. Художественные взгляды А. К. нам известны по его докладам. «Vingt discours sur la peinture» (Paris, 1721) и «Epitre d’un pere a un fils», помещенному в «Delassements poetiques» La-martiniere’a. Биография мастера написана его сыном Шарлем Антуаном и помещена в «Vie des premiers peintres du roi». Александр Бенуа, Cлужитель Аполлона.
Жан Одран (Jean Audran, 1667-1756) – известный французский художник и гравер, член парижской Академии живописи и скульптуры. Родился в Лионе, вначале обучался у отца, затем в Париже у своего дяди Жерара Одрана. К двадцати годам он проявил необычайные способности и уже стал очень знаменитым гравером. В 1706 году Одран получил звание Гравера короля с жалованием и квартирой в Manufacture des Gobelins.