Эрмитажная коллекция. Даная. 1729г. Тициан/Деплас. Старинная гравюра. Музейный экземпляр

Эрмитажная коллекция. Даная. 1729г. Тициан/Деплас. Старинная гравюра. Музейный экземпляр
Эрмитажная коллекция. Даная. 1729г. Тициан/Деплас. Старинная гравюра. Музейный экземпляр

150 000 руб.

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1729
Художник: (инвентор) Тициан Вечеллио
Гравёр: Луи Деплас (Louis Desplaces, 1682-1739)
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), бумага верже
Страна: Франция
Выполнено для: Recueil Crozat (Recueil d'estampes d'après les plus beaux tableaux et d'après les plus beaux desseins qui sont en France)
Размер изображения (см): (печатное поле) 25,5 x 33,0
Размер листа (см): 53,7 x 38,9
Оригинальное название: Danae
Язык: французский
Категории: , .

Прототипом гравюры является полотно кисти Тициана “Даная” из “Коллекции Кроза”. В государственном Эрмитаже с 1772 года. Регистрационный номер – ГЭ-121.

Гравюра выполнена зеркально относительно прототипа. Под изображением приведены французское название – Danae, имя художника-инвентора Тициана, владельца картины в то время – Пьера Кроза и имя гравера Луи Деспласа. Гравюра из серии Recueil Crozat, впервые опубликованной в 1729 году состоящей из изображений картин из знаменитой “Коллекции Кроза” и других французских коллекций. Подпись: Danae. d’Après le Tableau du Titien, qui est dans le Cabinet de Mr Crozat / Peint sur toile, haut de 3 pieds 8 pouces, large de 5 pieds 9 pouces, gravé par Louis Desplace.

К истории Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, Тициан обращался неоднократно. Оракул предсказал Акрисию смерть от руки внука и царь обрек на безбрачие свою единственную дочь. Он приказал запереть ее в башню (по другой версии – в подземелье), но верховный бог Зевс, плененный ее красотой, проник к ней в образе золотого дождя. В картине Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты, изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Но Даная спокойна, она без подобострастия принимает как должное знак небесной любви. Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. Об охватившем ее сладком томлении “говорит” не лицо, а тело.

Состояние: Плотная бумага верже. Характерный след печатной платы по всему периметру. Фоксинг отсутствует. Яркий оттиск. В целом хорошее коллекционное состояние.

Известный экземпляр гравюры на ходится в собрании Государственного Эрмитажа под инвентарным номером ОГ-407308; Музея Тейлора (Teylers Museum) в городе Харлем (Нидерланды) под инвентарным номером KG 14709; Британского музея под инвентарным номером 1855,0609.227.

Библиография: Каталог выставки “Эрмитаж. 255 лет”. 2019 год; IFF / Inventaire du Fonds Français: Bibliothèque Nationale, Département des Estampes (49.II).

Коллекция Кроза (Collection Crozat) — крупное частное собрание произведений искусства, сформированное в первой половине XVIII века и принадлежавшее французской семье Кроза, известным финансистам и любителям искусства. Расценивается как самое значительное собрание в Париже XVIII века, а современники характеризовали его как самое большое количество сокровищ живописи и различных редкостей, которое могло быть собрано частным лицом. Большая и ценнейшая часть этой коллекции была приобретена в 1772 году императрицей Екатериной II у наследников Луи Антуана Кроза и поступила в новоучреждённый в 1764 году Императорский Эрмитаж, став значительным пополнением музея.
Recueil Crozat (Recueil d’estampes d’après les plus beaux tableaux et d’après les plus beaux dessins, qui sont en France dans le cabinet du Roy, dans celuy de Mgr le Duc d’Orléans, & dans d’autres cabinets, divisé suivant les différentes écoles, avec un abbrégé de la vie des peintres et une description historique de chaque tableau…) – сборник гравюр, выполненных лучшими мастерами его времени с избранных картин и рисунков из собраний короля, герцога Орлеанского и самого Кроза — увраж, известный в искусствоведении как «Кабинет Кроза».

Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio, 1488/90-1576) – известный итальянский художник, основатель венецианской школы итальянской живописи эпохи Возрождения. Признанный современниками как “Солнце среди маленьких звезд”, Тициан был одним из самых разносторонних итальянских художников, одинаково искусным в портретах, пейзажах, мифологических и религиозных сюжетах. Его методы живописи, особенно в применении и использовании цвета, оказали глубокое влияние не только на художников позднего итальянского Возрождения, но и на будущие поколения западных художников. Карьера Тициана была успешной с самого начала, и он стал востребован покровителями, сначала из Венеции и ее владений, затем к нему присоединились североитальянские князья и, наконец, Габсбурги и папство. За свою долгую жизнь художественная манера Тициана кардинально изменилась, но он на всю жизнь сохранил интерес к цвету. Хотя его зрелые работы, возможно, не содержат ярких, ярких оттенков его ранних работ, их свободная манера письма и тонкость тона не имели прецедентов в истории западной живописи. Тициан никогда не занимался гравированием, но он очень хорошо осознавал важность гравюры как средства расширения своей репутации. В период 1517-1520 годов он создал ряд гравюр на дереве, в том числе огромную и впечатляющую гравюру “Пересечение Красного моря”, предназначенную для украшения стен вместо картин; и сотрудничал с Доменико Кампаньолой и другими, которые создали дополнительные гравюры на основе его картин и рисунков. Много позже он предоставил рисунки, основанные на его картинах, Корнелису Корту из Нидерландов, который их выгравировал. Мартино Рота следовал за Кортом примерно с 1558 по 1568 год.