…
Аллегорическое изображение Марса – бога войны, как одного из семи планетарных божеств. Марс – нелюбимый сын Юпитера и Юноны, бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады – богини войны честной и справедливой. Марс сидит на облаке у верхнего края в правом углу, одет в старинные доспехи в окружении различного оружия. Под ним на переднем плане солдат с копьем в древних латах беседует с женщиной – аллегорией Дискрецио (Discretio – действующая по своему усмотрению), сидящей справа от него. В правой руке Дискрецио держит весы, а перед ней несколько сосудов, мерный стакан и сито. На заднем плане виден бой между кавалеристами и пехотинцами в мундирах XVI века. Внизу латинская цитата. Лист 5 из серии “Семь планет и семь людей” (Septem planetae, septem hominis), опубликованной в 1581 году, с изображениями семи планетарных божеств и свойств, которые они символизируют.
Подпись: Fit DISCRETO prudens quinta ætate Virili Proꭐdus et fortis MARS qꭐbus Vusque Valet
Обложка Septem planetae, septem hominis. В овале латинское название, описание и адрес издателя. По обе стороны от овала находятся четыре олицетворения четырех темпераментов и символы четырех элементов. Вверху справа Венера в образе Сангии, вверху слева Диана в образе Флегмы, внизу слева пожилая монахиня в образе Меланхолии и внизу справа Минерва в образе Холеры. Между этими аллегорическими фигурами четыре картуша с символическими животными четырех стихий: хамелеон — воздух, дельфин — вода, крот — земля, саламандра — огонь.
Библиография: 1. The New Hollstein. Dutch & Flemish Etchings, Engravings and Woodcuts 1450–1700; 2. Ann Brokken. Sterren in beelden: astrologie in de eeuw van Mercator. 1994г.
Известный экземпляр: Рейксмюсеум (Rijks Museum, Amsterdam), инвентарный номер RP-P-1981-68
Мартин де Вос (Marten de Vos или Maarten de Vos, иногда Maerten de Vos; 1532-1603) — один из ведущих художников южнонидерландской (фламандской) живописи и графики конца XVI века. Де Вос был весьма разносторонним и плодовитым художником. В начале своей карьеры он писал портреты и фигурные сцены, затем основной темой его произведений стали библейские и отчасти мифологические сюжеты. Работы позднего периода творчества Мартина де Воса характеризуется динамизмом, а также теплыми и яркими красками. Как живописец, Мартин де Вос был особенно продуктивен в период с 1580 по 1585 годы (время удержания власти кальвинистов в Антверпене), в ходе которого он создал в общей сложности более 1600 работ, среди которых были наиболее известные шедевры живописи и графические рисунки, служившие моделями для гравюр наиболее известных граверов голландского периода. В собрании Государственного Эрмитажа находятся 120 гравюр по сюжетам Мартина де Воса. Ему довелось творить в эпоху наибольшего могущества и расцвета Нидерландов (в искусстве это время упоминается как Золотой век голландской живописи). Работы Мартина де Воса находятся во многих известных музеях мира, таких как: Музей изящных искусств в Бильбао (Похищение Европы), Музей изящных искусств и археологии Шалон-ан-Шампань (Сражение Миневры с Венерой), Музее изящных искусств в Севилье (Воскресение Христово), (копия картины также находится в Детройте и в Амстердамском государственном музее). Институт искусства Курто в Лондоне и Музей Сан-Франциско также обладают серией работ мастера.
Адриан Колларт (Adrien Collaert, 1560-1618) — нидерландский рисовальщик и гравёр, маньерист из Антверпена. Ученик своего отца Ганса Колларта Первого, брат художника — Ганса (или Яна) Колларта (1566—1628) — также рисовальщика и гравёра. С 1580 года Адриан Колларт состоял членом Гильдии Св. Луки. Братья работали большей частью совместно в области орнаментальной гравюры с ренессансными гротесками и другими итальянскими мотивами. Поэтому их причисляют и к антверпенским маньеристам, и к романистам. Известно более пятисот офортов и резцовых гравюр работы Адриана Колларта. Все они отличаются тщательной техникой, чёткостью штриха. Поэтому они имели популярность и были востребованы долгое время после смерти мастера. Их печатали в мастерской внука Филиппа Галле в Антверпене и в типографии Класа Янса Фисшера (Пискатора) в Амстердаме. В собрании Государственного Эрмитажа находятся 15 гравюр Колларта.